14 причин для консультации с логопедом

 

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

 

Читать...

Логопедический массаж

 

 

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Он представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

  Читать...

Артикуляционная гимнастика

Lorem ipsum his ex zzril dolorem fuisset, omnium senserit suscipiantur duo id, te alii modus vis. Ius ea assum ornatus vivendum. Ad debet pericula mediocritatem qui, wisi simul volumus pri id. Read more ...

We can save the enviroment

Lorem ipsum his ex zzril dolorem fuisset, omnium senserit suscipiantur duo id, te alii modus vis. Ius ea assum ornatus vivendum. Omnium senserit suscipiantur duo id omnium senserit suscipiantur duo id. Read more ...

We can save the enviroment

Help us

Who's Online

Сейчас 8 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

     
 
Мониторинг речевого развития дошкольников.
 
 

Как будут использоваться результаты диагностики?

Результаты диагностики учитель-логопед может использовать в следующих видах деятельности:

  • планировании учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми;
  • отборе программных общеобразовательных и коррекционных задач;
  • использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
  • создании предметно-развивающей среды;
  • организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
  • комплектовании подгрупп;
  • определении временной нагрузки на каждого ребенка.

Выделяются следующие виды диагностики нарушений речевого развития: скрининговая, дифференциальная, углублённая.

Скрининговая диагностика (предварительное, ориентировочное выявление детей с отклонениями в развитии речи) осуществляется путём плановых профилактических осмотров детей, проводимых учителями-логопедами. На основе предварительной диагностики осуществляется дифференциальная диагностика, устанавливающая отличие данного нарушения речи от других, сходных по проявлениям. Специалист проводит  углублённую диагностику, которая направлена на выявление индивидуальных особенностей, свойственных только данному ребёнку. Углублённая диагностика проводится в течение всего учебного года с использованием разных методов логопедического обследования, прежде всего — наблюдения за детьми и их речью на занятиях и во время других режимных моментов.

Диагностика речевых нарушений базируется на основе ряда принципов. Принцип всесторонности и комплексности предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения.

Для определения формы речевого нарушения учитель-логопед опирается на две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. 

 

Онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе.Логопедическое обследование обязательно базируется на принципе системности, реализация которого предполагает учёт системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении. Ещё одним важным принципом логопедического обследования является принцип количественно-качественного анализа полученных данных. Количественная оценка позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.

В настоящее время разработан и представлен в литературе ряд методик логопедического обследования, включающих количественно-качественную оценку:  

методика обследования связной речи у дошкольников (В. П. Глухов);  

методика изучения словообразования у дошкольников (Т. В. Туманова);

скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет (А. Н. Корнев) и др.

                                                     

Этапы работы

Первый этап. Диагностико-организационный

(сентябрь)

  • стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские работники.
  •  обмен диагностической информацией
  • обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.
  • формирование информационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно - развивающей работы с детьми.

 

Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей.

Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

 

Второй этап. Основной: оперативно-прогностический

(январь)

Содержание:                    

  • решение задач, заложенных в реализуемых программах
  • мониторинг динамики познавательно-речевого развития

Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей.

В  январе - делается  контрольный срез по усвоению детьми основных компонентов программы.

Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.

 

Третий этап. Заключительный: контрольно-диагностический

(май)

Содержание:

1.  Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.

2.  Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня  сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим.

Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год.

Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

Результат 3-го, заключительного этапа - решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе).

Представленная диагностика познавательно-речевого развития детей

  • имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер
  • отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников
  • способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития
  • создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития

На практике логопеды долгое время пользовались вербальными оценками: речь «отличная», «хорошая» и «удовлетворительная», «плохая».

Методы логопедического и нейропсихологического обследования детей дошкольного и школьного возраста  описаны в работах Т. А.Ахутиной, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, Л. Ф. Спировой,  Т. А. Фотековой,  Л. С. Цветковой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.

Есть примеры оценок речи, разработанных для детей с конкретной речевой патологией. Например, Л. И. Вансовская предложила четырехбалльную  шкалу оценки произносительной стороны речи детей с ринолалией,в основе которой лежат два критерия: устранение назального оттенка и нарушений звукопроизношения.

В. И. Селиверстов предложил оценивать речь заикающихся по трехбалльной шкале.

В.И. Вакуленко,Л. Я. Дербалюк,Г.И. Семенченко предложили метод оценки речи детей с открытой ринолалией.

Весьма перспективным для практики диагностики и преодоления речевых нарушений является использование составляемого на основе балльно-уровневой оценки индивидуального речевого профиля. Анализ подобного профиля помогает уточнить структуру речевого нарушения, оценить степень выраженности недоразвития разных сторон речи, составить адекватный перспективный план коррекционной работы, скомплектовать группы детей с учётом общности структуры нарушений речи (Т. А. Фотекова).

Вместе с тем индивидуальный речевой профиль, отражающий количественную характеристику состояния речевых процессов, не заменяет речевую карту, направленную на качественный анализ полученных результатов логопедического обследования. Сочетанием количественного и качественного подходов обеспечивается объективная картина оценки состояния речи, более точное логопедическое заключение.  

 

Формы мониторинга.

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с моторной алалией.

За основу предлагаемого исследования взята стандартизированная методика Л. И. Переслени и Т. Д. Фотековой, предполагающая балльно-уровневую систему оценки состояния речи детей. Предлагается 160 проб, максимальное количество баллов за выполнение которых составляет 180. Каждая проба оценивается отдельно. При обработке полученных данных  сумма баллов за весь тест переводится  в процентное выражение. Вычисленное процентное выражение соотносится с одной из четырех ступеней успешности. Для получения индивидуального речевого профиля на оси  ординат откладываются значения успешности выполнения заданий, на оси абсцисс-ключевые задания блоков:

1. Понимание лексических обобщений.

2. Понимание грамматических обобщений.

3. Фонематическое восприятие.

4. Артикуляционная моторика.

5. Слоговая структура слова.

6. Звукопроизношение.

7. Грамматический строй речи.

8. Словарный запас.

9. Словообразование.

10. Связная речь.

11. Общая моторика.

12. Мелкая моторика.

13. Ритм.

Логопедическое обследование детей старшего дошкольного

возраста с ФФНР.

Логопедический мониторинг с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, адаптирован для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Удобные таблицы для заполнения результатов обследования, позволяют проследить динамику развития речи каждого ребенка, так как заполняются в начале и в конце учебного года. На основе таблицы “Результаты обследования речи детей” составляется сравнительный график данных исследования – речевой профиль группы ( в начале и в конце учебного года), на котором можно проанализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы. В особо сложных случаях, у детей с тяжелыми нарушениями речи эта методика позволяет составить индивидуальный речевой профиль и на его основе разработать индивидуальную программу развития.

Тестовая методика диагностики устной речи детей разработана Т.А. Фотековой совместно с Л.И. Переслени.

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988) и Е.В. Мальцевой (1991). Для оценки успешности выполнения разработана бальная система. Методика включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Исследуются сенсомоторный уровень и грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, развитие связной речи. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии разработаны свои критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность более дифференцированного результата. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное прохождение проб, равно 580. Если 580 принять за 100%, то процент успешности вычисляется умножением суммарного балла на 100 и делением результата на 580. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности:

4-й уровень – 100–80%
3-й уровень – 79,9–65%
2-й уровень – 64,4–50%
1-й уровень – 49,9 и ниже

Для того чтобы получить речевой профиль ребенка, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном соотношении, затем вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи. Получив такой профиль можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и основываясь на этом разработать индивидуальную коррекционную программу.

Для того чтобы получить речевой профиль группы необходимо по оси абсцисс отложить фамилии детей, а по оси ординат отложить уровень успешности выполнения заданий, полученный в процентном соотношении.

Эта методика не требует использования наглядных средств и доступна не только логопедам, но и психологам, дефектологам и педагогам при условии точного соблюдения требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб.

Методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития И. Д. Коненковой разработана с  учетом  специфики познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования.

Предлагаемый материал сгруппирован по направлениям:

  • изучение коммуникативно-речевых умений;
  • лексическое развитие (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий, притяжательных местоимений; многозначность слова, подбор синонимов, антонимов; дифференциация близких по смыслу понятий; уровень обобщений);
  • изучение сформированности грамматического строя речи (проверка общего уровня языковой компетенции, умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, сравнительную степень прилагательных, усвоения предложно-падежных форм существительных, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, навыков словообразования);
  • обследование строения и моторики артикуляционного аппарата;
  • изучение звукопроизносительной стороны речи;
  • изучение сформированности фонематического слуха (отраженное воспроизведение рядов или пар слогов, различение на слух оппозиционных фонем на материале слов, дифференциация звуков в произношении);
  • изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов;
  • изучение навыков фонематического анализа;
  • исследование связной речи.

В  приложении  представлены речевая карта ребенка с задержкой психического развития и  профиль речевого  развития. 

Для изучения динамики формирования речевых процессов  у 5-6 летних детей с ОНР А. И.Баевой,  был разработан  комплект таблиц «Состояние речевых процессов детей дошкольного возраста» для проведения  стартовой  и итоговой диагностики (соответственно - сентябрь и май), а также для динамического наблюдения  детей в течение учебного года. Результаты промежуточного изучения состояния речевых процессов (январь) в подготовительных группах позволяют внести необходимые коррективы в индивидуальные коррекционные программы.
Обследование речи детей проводится по четырем параметрам (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием трехбалльной системы оценивания.

И. В. Козина разработала методику обследования речи дошкольников с ОНР 4-7 лет.

Методика включает  следующие параметры:

  • общее звучание речи;
  • звукопроизношение;
  • слоговая структура слов;
  • фонематический слух;
  • языковой анализ и синтез;
  • грамматический строй речи;
  • артикуляционная моторика;
  • лексика;
  • связная речь.

На логопункте целесообразно проводить экспресс-диагностику  и использовать речевые пробы, адаптированные для дошкольников.

 

Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь, основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.

Определенный набор знаний, которым обладает дошкольник, далеко не всегда указывает на реальные результаты его образования, не говоря уже о том, что уравнивает всех детей в их развитии.

Это также усложняет методы диагностики, соответствующей именно этому возрасту, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые экзаменационные вопросы, а очень тонкий, специальный психологический инструментарий.

 

 

Список использованной литературы.

1.     «Психолого-логопедическое обследование детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ » СПб, 2000 г. 

4.   «Методы обследования речи детей (пособие по диагностике речевых нарушений) под редакцией Г.В.Чиркиной изд. «Аркти»,  Москва,  2003 г.

5.   О.Е. Грибова «Технология организации логопедического обследования», изд. «Айрис-Пресс», «Арис-Дидактика», Москва ,2007 г.

7. О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда», изд. «Владос», Москва, 1998 г.

8. Волковская Т. Н "Иллюстрированная методика логопедического обследования", М 2009г.

9. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» СПб, изд. «Детство-Пресс», 2000 г.

10. Р. А. Кирьянова «Комплексная диагностика дошкольников  (5-6 лет)» СПб, изд. «Каро», 2002 г.

11.О. Е. Микляева «Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста»

12.А. В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Москва, 2002 г.

13. Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е Соболева «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» СПб, изд. «Питер», 2008 г.

14. Н. И. Дьякова «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников» Москва, изд. «Сфера»,2010 г.

15. Н.Н.Баль,  Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тя-

жёлыми нарушениями речи : учеб.-метод, пособие для учителей-

дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроз-

дова. — Минск, 2010г.

16. Т. В. Башинская, Т. В. Пятница «Как преодолеть «неговорящего» ребенка в болтуна(из опыта преодоления моторной алалии)

17. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития». — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.

 

 
 

Contact Us

Lorem ipsum his ex zzril dolorem fuisset, omnium senserit suscipiantur duo id, te alii modus vis. Ius ea assum ornatus vivendum. Ad debet pericula mediocritatem qui, wisi simul volumus pri id, eum graeco percipitur vivendum. Ad debet pericula mediocritatem qui, wisi simul volumus pri id, eum graeco percipitur ea.
Read more ...

     

In the Spotlight

18.11.09 Wisi simul volumus

Lorem ipsum his ex zzril dolorem fuisset, omnium senserit suscipiantur duo id, te alii modus vis. Ius ea assum ornatus vivendum. Ad debet pericula mediocritatem qui, wisi simul volumus pri id, eum graeco percipitur ea.
Read more ...

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff