Порядок создания и организации психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения. Система взаимодействия с городской (районной) ПМП Комиссией.Порядок соз
  Печать E-mail  
 
Июнь
30
2017

Криворотова Татьяна Кирилловна, учитель-

дефектолог муниципального бюджетного учреждения

Территориальной  психолого-медико-педагогической комиссии  г. Оренбурга

                                            

 

Создание единой системы психолого-медико-педагогического сопровождения является важнейшим вопросом в формировании целостного представления о проблемах, существующих у участников образовательного процесса, и путях их эффективного решения.

Одним из важнейших звеньев системы ПМП сопровождения процессов развития ребенка является психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) в образовательном учреждении.

ПМПк дошкольного образовательного учреждения создается в соответствии с «Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению детей в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», а также письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901 -6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

ПМПк в своей работе руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

 Конвенцией ООН о правах ребенка,

 Конституцией РФ,

 Законом РФ от 29.12.12г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» и другими законами Российской федерации,

 рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования,

 уставом и локальными актами, регулирующими организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении,

 договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников,

Положением о ПМПк.

Под консилиумом понимается постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив (взаимодействие) специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.

ПМПк создается с целью обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей дошкольного учреждения, и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей.

Подробнее

Цель деятельности ПМПк – коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей:

а) с нарушением речевого развития,

б) с нарушением психофизического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи ПМПк:

1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности психофизического и речевого развития.

2. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности дошкольников (речи, памяти, работоспособности и других психических функций).

3. Изучение эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников.

4. Составление индивидуальных рекомендаций по развитию детей с особенностями речевого и психофизического развития, оценка их эффективности.

5. Организация взаимодействия между педагогами и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.

Говоря о слаженной (скоординированной) системе работы ПМП консилиума необходимо начать с перечня документов образовательного учреждения по организации деятельности ПМП консилиума и сопровождению:

1.    Приказ о создании ПМПконсилиума.

2.    Положение о ПМПк образовательного учреждения 

3.        Договор о взаимодействии ПМПК и ПМПк образовательного учреждения.

4.        Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ОУ) и родителями (законными представителями) воспитанника ОУ о его психолого-медико-педагогическом сопровождении.

5.    План взаимодействия ОУ и ПМПК на 200__ - 200_ учебный год.

6.    Карты индивидуального развития детей.

7.    График плановых заседаний ПМП консилиума.

8.    Журнал записи детей на ПМПк.

9.    Протоколы ПМПк.

10.     Журнал или бланки регистрации заключений и рекомендаций специалистов (прилагаются к протоколам ПМПк).

11. Лист учета динамики развития.

12. Документация узких специалистов.

13.     Индивидуальные программы психолого-медико-педагогического сопровождения.

14. График посещения индивидуальных занятий.

15. Лист учета мероприятий в рамках медицинской реабилитации.

16.     Архив консилиума, состоящий из карт развития детей (результаты оценки уровня развития актуальных характеристик ребенка и его усвоения программного материала) при переходе в другие образовательные учреждения или учреждения здравоохранения и социальной защиты (срок хранения 10 лет).

В состав консилиума могут входить:

Старший воспитатель ДОУ – председатель ПМПк

Воспитатель группы

Воспитатель с большим опытом работы или со специальным (коррекционным) образованием

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Врач-педиатр

Медицинская сестра

Социальный педагог (инспектор по охране прав детства).

Рекомендация: проводить заседание консилиума в присутствии родителя (законного представителя) воспитанника или при наличии письменного договора о сопровождении.

Заседания ПМПк образовательного учреждения бывают плановыми и внеплановыми. 

Плановый консилиум решает следующие задачи:

-        определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

-        выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

-        динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

-        решение вопроса об изменении образовательного маршрута коррекционно-развивающей работы при завершении учебного года.

Как правило, плановые консилиумы проводятся не реже 1 раза в квартал.

Стартовый - сентябрь;

Промежуточные – ноябрь, февраль;

Итоговый – май.

Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя.

В задачи внепланового консилиума входят:

-        принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

-        изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

-        изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей.

Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

Описание запросов и жалоб родителей или специалистов, контактирующих с ребенком, должно происходить заранее, например, при записи ребенка на консультацию.

Это можно рассматривать как предварительный (организационный) этап сопровождения ребенка.

На заседании ПМП консилиума предоставляются следующие документы:

-        педагогическая характеристика на ребенка;

-        данные предварительного обследования ребенка специалистами;

-        история развития ребенка (амбулаторная карта);

-        при повторном обсуждении данного ребенка – индивидуальный план реабилитации с результатами коррекционно-реабилитационной работы.

1 этап – индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.

На этом этапе происходит индивидуальное обследование ребенка всеми специалистами консилиума и заканчивается он составлением заключений каждым специалистом консилиума.

2 этап – коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:

-        выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;

-        определить общий прогноз его развития;

-        определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;

-        поставить вопрос об изменении образовательного маршрута.

При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.

После коллегиального обсуждения родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает руководитель консилиума или психолог.

В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации и выдать копию заключения консилиума родителям.

 

3 этап – направление ребенка на городскую (районную) ПМПК.

Система психолого-медико-педагогического взаимодействия ПМП консилиума образовательного учреждения и городской (районной) ПМПК (комиссии) и сопровождения процессов развития ребенка.

Уровень региональный 

-        Центральная (ОБЛАСТНАЯ) психолого-медико- педагогическая комиссия.

Уровень районный 

-        Районные ППМС – центры, территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.

Уровень образовательного учреждения.  

Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.

Руководитель образовательной организации, в структуре которой функционирует ПМПк заключает договор о взаимодействии городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (ПМПк).

Ребенок направляется на комиссию более высокого уровня в том случае, если:

-        отсутствуют в данном образовательном учреждении условия, адекватные индивидуальным особенностям ребенка;

-        необходима углубленная диагностика;

-        школьный консилиум не приходит к общему мнению (спорные вопросы);

-        если ребенок находится на диагностическом обучении;

-        необходимо изменение образовательного маршрута;

-        родители не принимают решение и рекомендации консилиума (конфликтные вопросы).

4 этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ подписывается договор о психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении, заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Согласно подписанному договору он информирует родителей (законных представителей) воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.

Родители, в свою очередь, выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение ребенка в соответствии с показаниями в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов консилиума.

Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу должно быть оформлено в письменном виде.

Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.

Каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию, где на каждого ребенка заполняется представления специалистов.

1. Представление педагога-психолога на основе результатов диагностики дошкольников выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующим возрастной норме. Далее с ними проводятся углубленная диагностика психической сферы (памяти, внимания, воображения, мышления, речевого развития), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер, а также диагностика межличностных взаимоотношений с другими детьми.

2. Представление учителя-логопеда содержат результаты логопедического обследования детей, список дошкольников со сложными речевыми нарушениями.

3. Воспитатели составляют педагогическую характеристику на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; особенности индивидуальных черт их обучения и воспитания.

4. Медицинский работник представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории развития.

5. Социальное заключение составляется со слов родителей (законных представителей) ребенка.

На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначая индивидуальные трудности детей, предлагая свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.

В последствии разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа предполагает совместное определение содержания коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений.

Помимо этого оформляется:

– Журнал записи детей на ПМПк, в который в последующем вносится информация о ребенке: Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод обращения и инициатор;

– Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк, который заполняется на каждом из заседании;

– Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется перед проведением повторного обследования на ПМПк.

При отсутствии в ДОУ оптимальных условий, адекватных индивидуальным особенностям воспитанника или же при необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Коллегиальное заключение комиссии доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми.

Заведующий ДОУ контролирует деятельность ПМПк.

В ноябре на втором плановом заседании (промежуточный этап) обсуждаются представленные специалистами результата обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.

В феврале проводится третье плановое ( промежуточное) заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Все данные фиксируются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Для детей с низким показателем изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.

В апреле – мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем образовании.

Изменение типа образовательного учреждения осуществляется при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей).

В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из образовательного учреждения, в которое будет переводиться ребенок.

При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума образовательного учреждения выдается родителям (законным представителям) на руки; копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем, а также всеми членами ПМПк.

 

Скачать Приложения prilozheniya.docx [32,41 Kb] (cкачиваний: 1084)
Презентация prezentaciya-k-state-krivorotova-t.k.pdf [839,25 Kb] (cкачиваний: 526)

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 30.06.2017 19:25
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff