Мнофункциональные аспекты речевых нарушений у дошкольников.
  Печать E-mail  
 
Апр
9
2017

Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходимы тщательный осмотр ребенка и беседа с родителями, ключевые вопросы которой освещены ниже: 

-знакомство со строением артикуляционного аппарата, который во многом несет на себе следы влияния неблагоприятной наследственности и образа жизни родителей; по наследству могут передаваться такие особенности строения органов, как диастема, короткая уздечка языка, расщелина твердого нёба, недоразвитие или чрезмерное развитие челюстей;

-как протекала беременность (первая и вторая половина), были ли осложнения при родах, родился ли ребенок доношенным, какие заболевания он перенес в первый год жизни;

-как проводилось вскармливание, которое отражается на формировании глотательных, а затем жевательных функций; в связи с этим необходимо выяснить, до какого возраста происходило грудное вскармливание ребенка, с какого возраста он находился на искусственном вскармливании, когда перешел на кормление из ложки и чашки, с какого месяца начал принимать жесткую пищу;

-неровные зубы у ребенка, как правило, не результат наследственности, так как примерно в 80% случаев эта проблема связана с дисфункциями и приобретенными вредными привычками.

       Внешний осмотр ребенка включает следующие процедуры:

-определение динамики физического развития ребенка и выявление скачков роста; физически недоразвитые дети чаще подвержены простудным заболеваниям, страдают отсутствием аппетита, ранней потерей зубов и недоразвитием нижней челюсти;

-оценка лицевых признаков и пропорций: выявление асимметрии (характерна для перекрестного прикуса); выраженность носогубных складок (при недоразвитии верхней челюсти) или их сглаженность (при чрезмерном развитии верхней челюсти); выраженность подбородочной складки (при недоразвитии нижней челюсти) или ее сглаженность (при чрезмерном развитии);

-выявление нарушений осанки(в норме голова и корпус должны образовывать одну вертикальную линию, плечи — немного опущены и расположены на одном уровне. Грудная клетка чуть выдвинута вперед, лопатки не выступают, ноги в коленях выпрямлены).

          К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся: сосание пальцев, языка, различных предметов; прикусывание губ и щек; привычка к ротовому дыханию; прокладывание языка между зубами при глотании и речи; неправильная речевая артикуляция; неправильные позотонические рефлексы  (нарушение осанки, подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна). Результатом подобных привычек являются: недоразвитие нижней челюсти, сужение и деформация зубных дуг, открытый прикус и т.д.

        Следует рассматривать несколько видов физиологического прикуса, для которых характерно нормальное смыкание зубных рядов в боковых участках и передних зубов. Прикус является физиологическим только тогда, когда созданы условия для нормального функционирования мышц челюстно-лицевой области, височно-челюстных суставов и пародонта.

  У физиологического смыкания зубных рядов в молочном прикусе есть некоторые особенности:
-дистальные (задние) поверхности зубов располагаются в одной вертикальной плоскости;
-верхние передние зубы перекрывают нижние и плотно с ними контактируют. В области боковых зубов отмечается плотное бугрофиссурное смыкание IV и V;
-фронтальные зубы располагаются без трем (интервалов).
Особое внимание следует обратить на  особенность, в которой говорится о том, что верхние передние зубы плотно контактируют с нижними. Ее не нужно считать патологией. Иногда логопеды, обследуя артикуляционный аппарат ребенка, принимают такой плотный контакт за аномалию.

          Для преодоления  аномалий окклюзии -  соотношения между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании в функциональном контакте -  вестибулярными пластинками можно пользоваться сразу после выявления зубочелюстной аномалии. С их помощью решаются сразу две задачи:

-устраняется сама аномалия;

-создаются условия для коррекции произношения.
        В  наши дни, в Германии, в клинике профессора Хинца создан модифицированный вид вестибулярных пластинок двух размеров:  для детей с молочным  и сменным  прикусом(5-7 лет).

Вестибулярные пластинки обоих размеров бывают двух видов: мягкие из силикона и жесткие из пластмассы. Мягкие применяют для нормализации функций языка, жесткие - для устранения зубочелюстных аномалий.
Вестибулярные пластинки, разработанные немецкими ортодонтами, позволяют: 
- эффективно бороться с привычкой сосать пальцы, соски;
- перевести ротовое дыхание в носовое;
- развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
- исправлять инфантильное глотание;
- корригировать недоразвитие нижней челюсти;
- осуществлять миофункциональную тренировку;
- стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
- эффективно устранять недостатки речи.
 Уже с 3 лет, когда ребенок осознанно воспринимает лечение, возможно применение вестибулярных пластинок. Они свободно располагаются в преддверии рта и удерживаются, благодаря смыкательному рефлексу губ. Пластинку желательно носить 2-3 ч в день и надевать на ночь.

В среднем курс лечения продолжается 3 мес.
           Пластинки для коррекции недостатков речи выпускаются двух видов: с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для его стимулирования. Они сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что позволяет контролировать положение языка. Использование вестибулярных пластинок должно сопровождаться выполнением миогимнастики(целенаправленной тренировки мимических и жевательных мышц челюстно-лицевой области).

          Нарушение произношения фонем наблюдается:

 - при открытым прикусе;

 - при  перекрестном прикусе;            

 - при затрудненной подвижности языка (короткая уздечка);

 - при ротовом дыхании;

 - при глотании с упором языка в нижнюю челюсть.

Искаженные произношения звуков более чем в 60% случаев  возникают в связи с миофункциональными проблемами, т.е. при нарушении функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области. При их выявлении необходим междисциплинарный подход  к диагностике и лечению детей. Различные индивидуальные устройства для миофункциональной коррекции (вестибулярные пластинки различных модификаций, детские силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка для восстановления миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области) могут назначаться как стоматологом или ортодонтом, так и логопедом.

          Причинами неправильного произношения шипящих звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как укороченная уздечка языка, готическое нёбо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального ее участка при глубоком резцовом перекрытии.

Ортодонт в зависимости от заболевания ребенка может рекомендовать для лечения пластинку с заслонкой или бусинкой ( см.Приложение 1).

          При открытом прикусе ребенок во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение. Заслонка пластинки не даст ребенку прокладывать язык между зубами, помогая одновременно лечить открытый прикус.

          Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звука [р] и шипящих, а также при дизартрии, характеризующейся парезами артикуляционных мышц. Поместив пластинку в полость рта, ребенок начинает интенсивно катать бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя тем самым тонус язычной мышцы.

Пластинку с бусинкой рекомендуют детям при следующих речевых нарушениях:

- функциональная  ринолалия, обусловленная недостаточным подъемом мягкого нёба, фонацией с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм — привычная открытая ринолалия — часто наблюдается после удаления аденоидных разрастаний, реже - после постдифтеритного пареза. Ринолалия возникает в результате ограничения подвижности мягкого нёба;

- врожденная ринолалия после проведенной операции по устранению врожденной расщелины нёба. Для детей с ринолалией характерно изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластинка с бусинкой будет способствовать тренировке вялых мышц и тканей полости рта;

- заикание —нарушения темпоритмической организации речи, обусловленные судорожным напряжением мышц речевого аппарата.

 - патологически ускоренный (тахилалия) и патологически замедленный (брадилалия) темп речи.

          Нарушение произношения  звуков [т], [д] появляется:

 • при открытом прикусе;

 • нарушении подвижности языка вверх (гипотонус мышц языка);

 • прокладывании языка между зубами при неправильном глотании (гипертонус мышц языка).

Для повышения эффективности занятий детям до 5 лет рекомендуется использовать пластинку с упором (заслонкой) для языка. Ее нужно носить 1 ч в день, а со второй недели дополнять ночным ношением. Перед занятиями с логопедом необходимо в течение 20—30 мин заниматься разминкой мышцы, поднимающей язык. Для этого следует применять пластинку с бусинкой или трейнер, в котором роль бусинки выполняет маркерный язычок — его надо отгибать кончиком языка вниз. Такую тренировку желательно проводить и дома 1 раз в день.

             Для коррекции открытого прикуса детям в возрасте до 5 лет стоматологи рекомендуют ночное ношение пластинки Стоппи(пустышки ортодонтической формы), после 5 лет — использование трейнера ночью и 1 ч в день.

            С целью коррекции глубокого прикуса и дистального положения нижней челюсти (прогнатии) стоматологи рекомендуют детям до 5 лет ночное ношение вестибулярной пластинки с козырьком, детям старше 5 лет  — трейнера.

           При укороченной уздечке языка по необходимости (по направлению ортодонта и хирурга-стоматолога) проводится пластика уздечки языка. Для детей после 5 лет рекомендуется активная тренировка с использованием профилактического  трейнера.

           Вестибулярные пластинки и приемы миогимнастики можно использовать как для коррекции зубочелюстных аномалий, так и для исправления речевого дефекта еще у дошкольников, когда проходит основная работа по коррекции речевого дефекта. Не надо ждать, когда сменятся зубы и ребенок наденет несъемные аппараты.
В этом случае мы теряем оптимальные сроки для восстановления речи, что часто выливается в неуспеваемость ребенка по русскому языку в школе.
         Миогимнастика (по В.А. Дистель, В.Г. Сунцову, В.Д. Ваглер)  применяется  как самостоятельный вид работы для восстановления функций носового дыхания, глотания, жевания, речи.
Проведение занятий по данной методике должно соответствовать основным педагогическим принципам: систематичности, последовательности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, повторности и наглядности.
Основные правила проведения миогимнастики:
- сокращения мышц должны совершаться с максимальной амплитудой;
- интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмерной;
- скорость и продолжительность сокращений должны постепенно увеличиваться;
- между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения;
- сокращения мышц при каждом упражнении должны повторяться несколько раз и продолжаться до появления чувства легкой местной усталости;
- наиболее благоприятный возраст для проведения миогимнастики - от 4 до 7 лет.
Миогимнастика, стимулирующая рост нижней челюсти

Упражнение 1. Встать у стены в положении правильной осанки. На счет 1—2—3—4 выдвинуть нижнюю челюсть вперед до режущих краев верхних фронтальных зубов и удерживать ее в таком положении в течение 10 с, затем переместить назад. Постепенно увеличивать время до 1 мин.

Упражнение 2. Отойти от стены. Голову запрокинуть назад, руки отвести за спину, ноги поставить на ширину плеч, нижнюю челюсть выдвинуть вперед и повторить упражнение 1.

Упражнение 3. Выполнять упражнение 1 с поворотом головы вправо и влево, захватывая передними зубами нижней челюсти верхнюю губу.

Для устранения симптомов недоразвития нижней челюсти назначается комплекс миогимнастики, описанный выше, но дополненный использованием мягкой или жесткой (при протрузии верхних зубов- аномалии челюстей, при которой имеется щель между зубами в сагиттальном направлении) вестибулярной пластинки с козырьком. Пластинка способствует выдвижению нижней челюсти вперед, нормализует ее горизонтальный рост, и, следовательно, баланс и положение головы относительно позвоночника.

Упражнения для сдерживания роста нижней челюсти при прогении 

Упражнение 1. Захватить нижнюю губу верхними зубами и верхней губой и удерживать ее в таком положении 4—5 мин. Отдохнув 2—3 мин, повторить упражнение 3—4 раза.

Упражнение 2. Упражнение выполняется с деревянной палочкой в форме зубной дуги. Ширина палочки равна ширине передних центральных зубов, а толщина 3—4 мм. Ребенок должен прикусить палочку таким образом, чтобы верхние зубы выдвинулись вперед, а нижние назад. Прикусывать палочку необходимо в течение 3—4 мин.

Упражнение 3. Давить кончиком языка на верхние фронтальные зубы.

При зубоальвеолярных (не скелетных) формах прогении (обратном резцовом перекрытии) следует использовать жесткую или мягкую пластинку с козырьком, размещаемую в полости рта козырьком вверх. При выраженной прогении (наследственные скелетные формы) пластинка не назначается, но в возрасте 5—7 лет хороший терапевтический эффект дает использование специальной модели трейнера, предназначенного для коррекции аномалий 3-го класса. Его может назначить только ортодонт после детального обследования ребенка.

Упражнения для коррекции перекрестного прикуса 

При неравномерности стирания молочных клыков ребенка необходимо направить к стоматологу для тщательного их пришлифования, поскольку это приводит к формированию перекрестного прикуса.

В этом случае пластинки не назначаются.

Упражнение 1. Открыть рот на счет 1—2—3—4, затем медленно его закрыть, перемещая нижнюю челюсть в противоположную сторону от неправильного положения зубов и удерживать ее в этом положении 5 с, затем 10, 20 и так до 60 с.

Упражнение 2. Выполнять упражнение 1 с применением усилия руки, направленного на сдвиг нижней челюсти в сторону.

Продолжительность курса лечения от 3 до 8 мес.

Миогимнастика для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть

Упражнение 1. Медленно выдвинуть нижнюю челюсть вперед, до тех пор, пока нижние центральные резцы не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 с, затем медленно установить в исходное положение.

Упражнение 2. Надавливать кончиком языка на нижние фронтальные зубы.

Упражнение 3. Прикусывать верхнюю губу нижними фронтальными зубами.

Примеры упражнений для нормализации носового дыхания

Упражнение 1. Ноги в стороны. Вдохнув через нос, руки поднять перед собой, затем вверх, в стороны и медленно опустить (выдох через нос). Необходимо следить, чтобы во время выполнения первой части фазы движения, дети хорошо прогибались в грудном и поясничном отделе позвоночника.

Упражнение 2. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.

Если у ребенка нет непроходимости носовых ходов, хорошие результаты дают дыхательные упражнения с использованием вестибулярной пластинки — стандартной или с козырьком (при недоразвитии нижней челюсти). Упражнения постепенно можно усложнять. Ребенок разучивает их сначала без вестибулярной пластинки, затем, после освоения комплекса упражнений, помещает пластинку в полость рта и выполняет его с пластинкой:

вдох ртом, выдох носом,

вдох носом, выдох ртом,

вдох и выдох носом.

Каждое упражнение выполняется 10 раз.

Затем ребенок с помощью пластинки делает еще 15 вдохов и выдохов носом. При плохой проходимости носовых ходов начинать нужно с минимального количества упражнений (сколько сможет ребенок), затем с каждым разом увеличивая количество. Через месяц ребенок носит пластинку 1 ч в день и всю ночь. Процесс трудоемкий, но результат очень эффективен. У детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание с помощью этой методики восстанавливается даже без оперативного вмешательства.

Упражнения для нормализации функции глотания

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счет 1—2—3— 4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.

Упражнение 1. Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому. Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок. Проводить кончиком языка по язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов, как бы пересчитывая их, щелкать языком, для чего присосать язык при сомкнутых губах к твердому нёбу, и, медленно открывая рот, упереться кончиком языка то в одну, то в другую щеку.

Упражнение 2. На кончик языка положить резиновое кольцо от пипетки, язык поднять вверх и прижать его к переднему участку твердого нёба в области нёбных складок. Сжать зубы, не смыкая губ, проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Упражнение повторять 5—10 раз 3 раза в день. Это же упражнение выполнить не с кольцом, а с водой, которую необходимо проглотить.

Упражнение 3. Поднять язык вверх и расположить у переднего участка твердого нёба, затем переместить по своду твердого нёба в переднем отделе и максимально назад  до мягкого нёба.

Упражнение 4. Цокать языком, подражая звуку ударов копыт лошади. Выполнять 50—60 раз.

Упражнение 5. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое нёбо — в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.

           Вестибулярные пластинки идеально подходят для комплексной коррекции аномалий прикуса и речевых нарушений — они просты, гигиеничны и удобны в применении, не вызывают дискомфорта и не травмируют слизистую преддверия и полости рта даже у маленьких детей.  Работа логопеда в тесном контакте с ортодонтом  ведет к повышению профессионального уровня педагога  и, следовательно, к более высоким результатам коррекционной деятельности.  Благодаря вестибулярным пластинкам и приемам  миогимнастики существенно сокращаются сроки коррекции, что позволяет ребенку овладеть правильной речью в дошкольном периоде, которая необходима для успешного обучения в школе.

Список использованной  литературы.

1. Дистель В.А., Сунцов В.Г., Ваглер В.Д. Основы ордодонтии. М., 2001.
 2. Калашникова И.Л., Минаева И.Н., Чапала В.М. Взаимосвязь работы логопеда и ортодонта. М., 2004.

3. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта/Под ред. Костиной Я.В., Чапала В.М.. М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика, виды зубочелюстных аномалий. М., 1999.
5. Сатыго Е.А.. Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей// Логопед. 2010. № 8.

6. Хинц Р. Вспомогательные средства для логопедической работы с детьми // Материалы междунар. конф. Германия, 2004.

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 12.11.2017 18:36
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff