Интегрированное физкультурно-речевое занятие по теме: «Морские гиганты».
  Печать E-mail  
 
Апр
9
2017

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», воспитывать — значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать — давать детям возможность приобретать знания, умения и навыки и ис­пользовать их в жизни. Общей основой воспитания и обучения в дет­ском саду является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При отно­сительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забы­вают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения являет­ся необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и един­ства требований, предъявляемых детям. Совместная работа воспитателей, учителя-логопеда, ру­ководителя физической культуры и музыкального руководителя. Совместно разрабатывать занятия по развитию речи, включающую физкультурную и музыкально-ритмическую деятельность детей. Наи­более целесообразным проводить эти занятия как ито­говые по изученным темам. На них закрепляются, обобщаются, сис­тематизируются знания детей, полученные за неделю по определенной лексической теме.

Что же послужило причиной к принятию такого решения?

Физическое развитие детей. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двига­тельной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наиболь­шие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последова­тельность элементов действия, опускают его составные части. Затруд­нения вызывают такие задания, как, например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритми­ческие движения под музыку. Отмечается недостаточная координация

движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, за­стревание на одной позе.

Творческое развитие детей. В основе воспитания в современном дошкольном учреждении лежит идея обогащения духовного мира ре­бенка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными со­бытиями. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эсте­тического сознания. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ре­бенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, создавать благо­приятные условия для детского эстетического творчества. Детям-ло­гопатам необходима частая смена, чередование действий. Такой ребе­нок не может долго сосредоточиться на одном виде деятельности. Смена их даст возможность расширить объем внимания, преодолеть гиподинамию.

Общее развитие детей. Основным принципом педагогической рабо­ты с детьми является личностно-ориентированная модель общения, ко­торая предполагает передачу детям знаний, навыков и умений через игру. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наибо­лее полно реализовать себя. В процессе оперирования игровым матери­алом у ребенка развиваются познавательные способности (например, умение пользоваться схемами и моделями); внимание, память, вообра­жение. На основе воображения у детей складываются первые проявле­ния творческого отношения к действительности. Творческий процесс — это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. В творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для разви­тия смелости и свободы детского восприятия и мышления. Поэтому хотелось бы разнообразить жизнь детей, осуществлять передачу и за­крепление знаний в игровой форме. Кроме того, детям логопедических групп достаточно сложно усваивать материал на обычных речевых за­нятиях. Им необходима постоянная смена деятельности, а также за­крепление материала (своего рода подведение итога).

На интегрированном занятии оказалось возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Структура занятий такова, что в одну сю­жетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры; упражнения на развитие пальчи­ковой моторики, координации речи с движением; элементы мнемотех­ники и моделирования; загадки, стихотворения; упражнения на раз­витие дыхания; подвижные игры; а также специализированные ком­поненты музыкального и физкультурного занятий, соответствующие квартальному плану педагогов. В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена дея­тельности, закрепление и повторение пройденного материала.

Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует серьез­ной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом слу­чае — в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профес­сионализма взрослых — у ребенка формируется базис личностной культуры, рождаются и развиваются главные образующие личности: воображение, основанное на нем творчество, произвольность, потреб­ность ребенка активно действовать, совершенствуется интеллектуаль­ное развитие.

Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность.

Интегрированные занятия приносят несомненную пользу. У детей расширяется объем двигательных умений и навыков; улучшает­ся координация движений; ориентировка в пространстве; внимание ста­новится более концентрированным, что подтверждают результаты диа­гностики. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффек­тивность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

Коррекционные задачи для всех возрастных групп: развития речевого и физиологического дыхания; развитие тонких движений пальцев рук; развитие у детей внимания и памяти; пополнение и уточнение и активизация словарного запаса детей; систематический контроль за грамматической правильностью речи детей; развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребёнка как одной из функций речи.

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 12.11.2017 18:34
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff