Логопедический досуг, как форма формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  Печать E-mail  
 
Апр
9
2017

Проблема развития лексических возможностей у детей не теряет своей актуальности на протяжении уже многих лет. Она отражена в работах Р.Е. Левиной (1958), Г.В. Чиркиной (1967), Т.Б. Филичевой (1989), Н.С. Жуковой (1990), С.Н. Шаховской (1997), Р.И. Лалаевой (1999), Н.В. Серебряковой (2001), И.Ю. Кондратенко (2006) и др.

                     

Для выражения своих мыслей и доведения их до понимания слушающего ребенок должен обладать достаточным запасом слов. Дети с речевыми нарушениями, в частности с ОНР, испытывают большие трудности, часто не находя подходящих слов для высказывания. Одна из главных задач ДОУ - научить их пользоваться речью как средством общения.

 

Лексическая система включает общеупотребительную (или стилистически нейтральную) и эмоционально-экспрессивную лексику. К общеупотребительной относятся слова, которые называют основные понятия предметы, явления. Эмоционально-экспрессивная лексика выражает личное, субъективное отношение к тому или иному предмету, личные чувства, эмоциональные переживания. В ее состав входят три группы слов:

1) называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом (доброта, любовь, радость и др.);

2) выражающие оценки, квалифицирующие вещи, предметы, явления с положительной или отрицательной стороны (заботливый, хороший, мерзкий плохой и др.);

3) передающие эмоциональное отношение с помощью морфологических преобразований, т.е. особыми суффиксами (цветочки, травушка, волосенки, домишко и др.).

 

Дети с ОНР употребляют в основном общеизвестные, наиболее распространенные слова и выражения, обозначающие конкретные предметы. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно, хотя именно этот пласт им наиболее близок, так как позволяет осуществлять межличностное общение, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии. Не нарушая аффективной сферы, они испытывают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов.

 

Работа по формированию эмоциональной лексики включает в себя два этапа:

1) подготовительный: знакомство со сказкой. Осуществляется воспитателем во время чтения сказки и первичной беседы с детьми о прочитанном;

2) основной: непосредственное формирование эмоциональной лексики на основе сказки. Осуществляется логопедом на специально организованных коррекционных занятиях.

 

Основной этап состоит из трех направлений.

В каждое входят три раздела:

- работа над словом;

- над словосочетанием;

- над предложением.

Задачи и приемы работы.

 

Первое направление - формирование эмоциональной лексики из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.

Задачи:

1. Обучать овладению синонимами на уровне слов.

2. Обучать овладению антонимами на уровне слов.

3. Обучать овладению синонимами на уровне словосочетаний.

4. Обучать составлению предложений с заданным словом.

5. Обучать овладению синонимами на уровне предложений.

6. Обучать овладению антонимами па уровне предложений.

           

Приемы:

1.    «Кто больше придумает слов» - грусть (тоска, печаль, уныние).

2.    «Скажи наоборот» - правда - ложь.

      «Найди два слова-неприятеля» - выбери из трех слов два слова- неприятеля (друг, печаль,

враг; хороший, светлый, плохой).

3.    «Скажи по-другому» - медведь радовался (веселился, торжествовал, ликовал).

4.    «Составь предложение со словом» - страх: Мыши попряталась со страху.

5.    «Я начну, а ты продолжи» -  Невзлюбила старуха свою падчерицу. Невзлюбила ...

«Замени слово в предложении» - Мачеха злилась на падчерицу (сердилась).

6.    «Доскажи слово в предложении» -  Аленушка плачет, а ведьма ... смеется над ней.

 

Второе направление - формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещи, предметы, явления лексически с положительной или отрицательной стороны.

Задачи:

1. Обучать добавлению слов в словосочетания.

2. Обучать составлению словосочетаний со словами-синонимами.

З. Обучать составлению словосочетаний со словами-антонимами.

4. Обучать составлению словосочетаний, используя имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

5. Обучать составлению предложений с заданным словом.

6. Обучать распространению предложений с помощью синонимов.

7. Обучать дополнению предложений с помощью антонимов.

8. Обучать составлению предложений, используя имена прилагательные в сравнительной и npeвосходной степени.

 

Приемы:

1.    «Кто больше придумает слов?» -  умная собака (голова, девочка); добрая сказка (старушка,

принцесса).

2.    «Скажи по-другому» -  хорошее настроение (прекрасное, замечательное).

3.    «Скажи наоборот» -  веселый медвежонок (грустный).

4.    Песенка печальная, сказка еще печальнее, рассказ - самый печальный.

5.   «Составь предложение со словом» -  трудолюбивая: Трудолюбивая пчела собирала с цветов пыльцу.

6.  «Замени слово в предложении» -  Иван был очень смелым (храбрым, отважным) богатырем.

7.  «Закончи предложение» -  Принцесса добрая, а колдунья ... (злая). Мышата были бездельниками, а петушок ... (тружеником).

8.  Старший брат был глупый, средний брат - еще глупее, а младший - самый глупый.

           

Третье направление - формирование эмоциональной лексики из слов, передающих эмоциональное отношение с помощью морфологических преобразований .

Задачи:

1. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

2. Обучать образованию слов со значением увеличительности.

3. Обучать образованию превосходной степени имен прилагательных.

4. Обучать образованию имен прилагательных путем повтора.

5. Обучать добавлению главных слов к зависимому в словосочетании.

6. Обучать добавлению зависимых слов к главному в словосочетании.

7. Обучать составлению предложений с заданным словом.

8. Обучать дополнению и завершению предложений.

 

Приемы:

1.    «Скажи ласково» - сестра – сестричка, милый - миленький.

2.    Дом – домище, злой - злющий.

3.   Красивый - наикрасивейший.

4.   Грустный: грустный-грустный; грустный-прегрустный.

5.   Дом – домик; большой дом - маленький домик,

6.   Глупый – наиглупейший;  глупый хозяин - наиглупейший слуга.

7.  «Составь предложение со словом» -  слово грибок: Увидел муравей на поляне маленький грибок.

8.  «Закончи предложение» -  У зайчика маленький ... хвостик.

 

Таким образом, работа по формированию эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР поможет:

- расширению детского лексикона,

- позволит качественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения,

- положительно отразится на точности выражения мыслей,

- повлияет на адекватное понимание эмоциональных состояний,

- окажет благоприятное воздействие на развитие речевой коммуникации в целом

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 12.11.2017 18:36
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff