«Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья дошкольников»
  Печать E-mail  
 
Март
18
2020

МДОАУ «Детский сад № 33»

                                                                                             Подготовила:

Учитель-логопед

Медведева Н.В.

                                                   Оренбург, 2020

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

 Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.
          Основная цель кинезиологии
      Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи развития межполушарной специализации: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. 

«Гимнастика мозга - ключ к развитию способностей ребёнка» 

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
         Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
          Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

 Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. 
          Виды кинезиологических упражнений: 

Растяжки  нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).  

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д.

В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнце, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.  

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Свеча»

Исходное положение – сидя за столом.

Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Глазодвигательныеупражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

«Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

При выполнении телесныхдвижений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

«Колено – локоть»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упр. 8-10 раз.

Упражнения для релаксацииспособствуют расслаблению, снятию напряжения.

«Ковер-самолет»

Исходное положение – лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают…Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

занятия проводятся утром;

занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

     Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Литература:

1.Трясорукова Т.П.Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.- Ростов н/Д:Феникс, 2019

2.Трясорукова Т.П.Речедвигательный тренинг: коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста.-Ростов н/Д: Феникс, 2010

3.Трясорукова Т.П.Развитие межполушарного взаимодействия детей: прописи.-Ростов н/Д:Феникс, 2017

4.Попробуй повтори. Нейропсихологическая игра. Изд-во «Генезис», 2017

Автор: Super User   |   Обновлено 18.03.2020 18:38
 
 
 
Игры с мячом для развития звукопроизношения и формирования фонематических процессов
  Печать E-mail  
 
Дек
5
2019

Подготовил:

учитель-логопед МБДОУ №5

Сидоренко И.В.

Начиная работу с детьми с общим недоразвитием речи, мы их знакомим с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей.

    Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте.

    Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом. В играх дети тренируются в четком произношении гласных звуков и в выделении их из звукового ряда, соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.

К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные — это река, а согласные — берега и без них наша речь — болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «берега».

    Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно также проводить в играх с мячом. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры.

Автор: Super User   |   Обновлено 05.12.2019 05:46
 
 
 
Консультация для педагогов
  Печать E-mail  
 
Март
7
2019

К нам пришел особенный малыш»: общие рекомендации для педагогов, работающих с детьми-логопатами в общеразвивающих группах детского сада

Подготовила: 

учитель-дефектолог МБДОУ №197 

Мельникова Т.В.

 

Речь – сложная и многогранная система. С развитием речи тесно связно формирование восприятия, внимания, памяти, мышления, а также состояние эмоционально-волевой сферы малыша: ребенка-логопата отличают не только речевые нарушения, но и разнообразные недостатки познавательной деятельности, эмоциональная нестабильность, трудности поведения и саморегуляции.

Конечно, коррекционную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи должны оказывать профильные квалифицированные кадры (логопед, психолог, в детском саду – воспитатель логопедических групп), однако современная ситуация такова, что ребенок с серьезным речевым дефектом все чаще оказывается в среде обычных сверстников: растет число дошколят с тяжелой патологией речи; закрепляются и находят поддержку инклюзивные тенденции, сама идея совместного образования норматипичных детей и воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Так как организовать работу простому педагогу – воспитателю, в чью группу пришел (и остался) «логопедический» малыш? Ниже представлены базовые рекомендации для педагогов общеразвивающих групп.

Итак, в сложившейся ситуации можно создать условия, максимально благоприятные для «особенного» ребенка, если:

1. Убедиться, что ребенок понимает ваши слова, инструкции, просьбы.

Старайтесь говорить простыми предложениями, многоступенчатые задания, инструкции разбивайте на части. Будьте готовы повторить сказанное несколько раз.

2. Помнить: малыш с нарушениями речи обязательно должен видеть ваше лицо. Артикуляция и мимика легче воспринимаются и считываются. Они расскажут ребенку намного больше, чем скупые слова. Чаще наклоняйтесь, присаживайтесь рядом с дошкольником, смотрите ему в глаза. Не стесняйтесь попросить: «Посмотри на меня. Посмотри на мои губы».

3. Использовать метод сопряженной речи. Пусть ребенок вместе с вами проговаривает слова, стихотворные строки, короткие детские рассказы (как получится).

4. Не запрещать жесты! Они свидетельствуют о желании общаться. Лучше «некрасивый» тычок указательным пальцем («Ты хочешь машину? Да? Возьми. Хорошая машина!», «Пить? Сейчас: я налью воду в кружку, а ты держи крепко», «Это лужи. Лужи на дорожке. Дождик прошел: как, кап, кап, - а лужи остались»), чем взгляд, опущенный в пол, и незаметное присутствие малыша в группе (Вы за Колей? Он в «строительном уголке». Весь день перекладывает кубики. Не оттащишь).

5. Поощрять речевую активность ребенка. Несмотря на очевидные трудности, он очень старается. Попытки преодолеть нарушение речи заслуживают самой горячей и искренней похвалы. А усилия и мужество «логопедического» ребенка сравнимы с подвигом А.Маресьева.

6. Не подчеркивать и не высмеивать грамматические ошибки:

- Ой, там воробеи.

- Не воробеи, а воробьи. Повтори.

Достаточно двух-трех подобных реакций, чтобы дошкольник понял: иногда лучше держать язык за зубами.

Возьмите за правило дублировать фразу, ненавязчиво давать верный образец:

- Ой, там воробеи.

- И правда. ТАМ ВОРОБЬИ. Воробьи прилетели.

7. Как можно чаще оречевлять свои действия и действия ребенка. Столь насыщенная речевая среда будет полезна и обычным детям.

- Сегодня мы делаем аппликацию. Я беру лист бумаги и кладу его перед собой. Синий квадрат с обратной стороны намазываю клеем. Прикладываю, прижимаю. Это стены дома…

- Мы собираемся на прогулку. Ребята подошли к своим шкафчикам, посмотрели: удобно ли открыть дверцу, не заденет ли дверца соседа? Открыли шкафчики…

- Садимся обедать. За первым столом сидят Маша, Антон, Даня и Коля. Спинки у ребят прямые, локти прижаты к туловищу, ножки вместе… Ах, какой замечательный борщ! Повар сварил его из мяса, капусты, моркови, свёклы. Борщ горячий, ароматный, вкусный. Ребята, берите ложки. Будем кушать. Не торопитесь, дуйте на ложку. Горячий борщ может обжечь язык…

8. Попробовать заменить динамические паузы речевыми физкультминутками (когда движение сочетается с речью), припомнить забытые пальчиковые игры, разучить новые.

9. Обязательно вовлекать логопата в общение со сверстниками, общие игры, коллективные мероприятия. Да-да, неумение ребенка спеть песню или прочитать стих, сбивчивый ритм, который он отстукивает на ложках – не повод вычеркивать его из жизни группы. Сидеть на стульчике, пока все репетируют, он, конечно, не должен.

10. Соблюдать речевой режим. Ваша речь обязана быть четкой, тщательно артикулируемой, разборчивой. Она – образец, на который ориентируется ребенок.

Важно понимать, что данные правила – не панацея. Придерживаясь их, воспитатель помогает ребенку с особенностями речевого развития адаптироваться, почувствовать себя комфортно в садовской среде, в какой-то мере способствует развитию его речи. И все же адресная, результативная коррекционная работа остается задачей специалиста. Проинформируйте родителей о необходимости занятий с логопедом, уточните и разъясните, что общеобразовательный детский сад не имеет коррекционного направления. Тогда ваши совместные усилия и желание помочь малышу обязательно увенчаются успехом.

 

Автор: Super User   |   Обновлено 07.03.2019 09:03
 
 
 
Инновационные технологии в коррекционно-образовательной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов
  Печать E-mail  
 
Дек
5
2019

Выполнил:

учитель-логопед МБДОУ №5 Кирьянова С.В.

первая квалификационная категория

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

 

Автор: Super User   |   Обновлено 05.12.2019 05:45
 
 
 
Семейный театр
  Печать E-mail  
 
Янв
16
2018

                          Семейный театр в детском саду

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей в возрасте 3-7 лет

 

 

 Подготовила:

МБДОУ  №170

Логопед высшей категории Инкирева Лидия Федоровна

 

 

                                    «Театр – искусство прекрасное. 

                                                         Оно облагораживает, воспитывает человека.

                                                         Тот, кто любит театр по- настоящему,

                                                          всегда уносит из него запас мудрости и

                                                          доброты».

                                                                К.С. Станиславский

 

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2017г №1155 (далее ФГОСДО) тема театра в детском саду не теряет своей актуальности.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Это хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театральная деятельность помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, тревожность и страхи.

Сегодня потенциальные возможности семьи её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение её воспитательного потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации детей.

Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьёй. А одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей может стать семейный театр.

 

 

Автор: Super User   |   Обновлено 02.03.2019 19:57
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff