Семейный театр
  Печать E-mail  
 
Янв
16
2018

                          Семейный театр в детском саду

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей в возрасте 3-7 лет

 

 Подготовила:

МБДОУ  №170

Логопед высшей категории Инкирева Лидия Федоровна

 

 

                                    «Театр – искусство прекрасное. 

                                                         Оно облагораживает, воспитывает человека.

                                                         Тот, кто любит театр по- настоящему,

                                                          всегда уносит из него запас мудрости и

                                                          доброты».

                                                                К.С. Станиславский

 

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2017г №1155 (далее ФГОСДО) тема театра в детском саду не теряет своей актуальности.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Это хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театральная деятельность помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, тревожность и страхи.

Сегодня потенциальные возможности семьи её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение её воспитательного потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации детей.

Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьёй. А одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей может стать семейный театр.

 

 

Автор: Super User   |   Обновлено 16.01.2018 15:48
 
 
 
Сценарий сказки
  Печать E-mail  
 
Янв
16
2018

Сценарий сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

 

Подготовили: МБДОУ №160

Учитель-логопед  Завгородняя Л.С.

Музыукальный руководитель Фоломейкина   М.Ю.

                   

                                                      

                                                                                             “Театр – это волшебный мир.
                                                                            Он даёт уроки красоты, морали
                                                                            и нравственности.
                                                                            А чем они богаче, тем успешнее
                                                                            идёт развитие духовного мира
                                                                            детей…”
                                                                                                         (Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – всё это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Формы работы специалистов детского сада с семьями воспитанников

Фотоотчёт

Автор: Super User   |   Обновлено 16.01.2018 15:52
 
 
 
Улучшение подвижности речевых органов.
  Печать E-mail  
 
Апр
9
2017

Наиболее подвижным органом, входящим в артикуляционный аппарат, является язык. Он состоит из корня и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и его кончик. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при [с,з,ц]), подниматься за верхние (при [т,д,н],), прижиматься к альвеолам (при [л]), и дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при[р]).Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься в твёрдому нёбу (как при [Й]).Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (при [к,г]) или же образовывать щель (при звуке [х]). Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в бок выходящую струю воздуха( как при [и,э,с,з,ц,ш,ж,щ,р]),могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок ([л]); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов ([о,у]).. Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного.

Подвижность губ так же играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (как призвуке [у]) , могут округляться (как призвуке [о]), могут обнажать передние верхние и нижние зубы (как при [с,з,ц,л] и др.), могут слегка выдвигаться вперед ( как при [ш,ж]). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при [п,б,м]), образовывать щель, приближаясь к передним верхним зубам (при [ф,в])
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое небо может подниматься и опускаться, пропуская воздушную струю (при образовании носовых звуков [м, н] и их мягких вариантах) или закрывая ей проход в носовую полость.
Таким образом, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. Четкого произношения звуков, слов и фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводиться в форме артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата и содействующих развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.
Но как скучны и однообразны упражнения логопедической гимнастики. И как же надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях. А вот поиграть – дело другое! И, если проявить творчество и фантазию, то их легко можно превратить в игру. Например, на каждый комплекс упражнений сочинить сказки о веселом язычке - любознательном непоседе и шалуне. А еще большое подспорье в работе – это речевые тренажеры. Они создают положительный эмоциональный настрой ,способствуют речевому развитию, вносят разнообразие в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста.

История №1. Домик для Язычка.
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было собственного домика? Язычку нечего не оставалось, как жить на улице, а там осенью дожди, зимой – снег, и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он стал простужаться и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе домик. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в порядок.
Дом должен быть крепостью, поэтому он установил две двери: 1 – зубы, 2 – губы. В новом домике Язычка не было окон, но зато были стены, правда, очень странные. Они могли надуваться, как шарики как они называются? (щёки). А потолок был твёрдый и называется он нёбо не ровное и напоминает купол. Передняя часть пололка – нёба заканчивается малюсенькими бугорками, они располагаются за верхними зубами. Сзади потолок переходит в занавеску с маленьким язычком.
Несмотря на неудобства, Язычку очень понравилось новое жилище. Правда в нем всегда было сыро, даже спать приходилось на мокрой постели, зато было тепло и уютно. А главное - не было сквозняков.

История №2. Язычок делает ремонт.
Из-за постоянной сырости Язычку приходилось часто делать ремонт.
Прежде всего, он проветривал свой дом. Для чего он сначала открывал первую дверцу – губы, затем вторую – зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны (дети выполняют соответствующие движения языком)
Потом он брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было тщательно, для этого он крепко прижимал кисть («Маляр»). Выполнив эту работу, он приступал к оклейке стен – щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой (движения языка сверху вниз по внутренней стороне обеих щек).
После ремонта Язычок мыл полы (движения кончиком языка под языком и возле передних зубов, рот открыт)
Чинил Язычок и двери – зубы («Заборчик»)


История №3 Язычок делает покупки.
Язычок был очень пунктуальный и не любил опаздывать. Поэтому он решил, что, прежде всего, нужно купить часы. В ближайшем магазине он присмотрел симпатичные ходики с маятником («Часики») У часов было две стрелки (сделать язык длинным и узким) и цифры на циферблате (круговые движения языком, как бы очерчивать и круг, и в нескольких местах касаться округлённых губ, указывая расположение цифр на циферблате). Язычок повесил часики на одну из стен. Они так уютно тикали тик-так, а каждый час били: бом-бом (звукоподражание).
А еще Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку (упр .«Чашечка»). Из чашки он пил чай и молоко, а из тарелок ел суп и кашу. Когда они были очень горячими он дул на них (дуют на широкий язык, не надувая щек).
Так же Язычок купил сковородку, на которой пёк блины, которые он очень любил («Блинчик»). Язычок часто приглашал в гости друзей. Они очень любили приходить к нему, хвалили угощения, иногда облизывались от удовольствия («Вкусное варенье»)


История № 4 Утро Язычка.
Каждое утро Язычок проснувшись, потягивался и делал зарядку. Потом тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот и умывался (выполнить движения).
Потом Язычок открывал обе двери и высовывался наружу. Посмотрит налево, посмотрит направо, вверх – светит ли солнышко, вниз – нет ли луж на дорожке, и выходит из дома на утреннюю пробежку.
(дети выполняют указанные движения)
Язычок несколько раз обегал домик в одну сторону, затем в другую (круговые движения языком при широко открытом рте). Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом) Язычок возвращался домой. Захлопывал одну дверь (зубы), затем другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.

История №5. У Язычка появился новый друг.
Однажды, после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечко («Блинчик»). Ярко светило солнышко, дул легкий ветерок (подуть на высунутый, широкий язык). И Язычок задремал. Вдруг он слышит, что под крылечком кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького, пушистого котенка. Язычок погладил котенка (дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка). Но котёнку это не понравилось, и он выгнул спинку («Киска сердится»). Язычок отдернул руку, удивленно посмотрел на котенка. Тот оказался худым и голодным.
«Его надо покормить!» - решил Язычок, и пошёл в дом за едой. В своей любимой чашечки («Чашечка») Язычок принёс котенку теплого молока. Котёнок стал его с жадностью лакать (соответствующие движения языком). Когда молока не осталось, котенок облизнулся («Вкусное варенье) и начал умываться (дети имитируют движения умывающегося котенка). Язычок решил снова погладить котёнка, на этот раз он не сердился, а выгнул спинку от удовольствия («Горка»), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы поглаживать крутые и изогнутые боковые края языка) и замурлыкал.

История № 6 Новый велосипед.
На день рождения друзья подарили Язычку новый велосипед: красивый, с двумя большими колёсами (круговые движения языка) и блестящим рулем. Язычок решил прокатиться на велосипеде вокруг дома (5-10 круговых движений языка, рот открыт как можно шире). Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь («Иголочка»), Язычок напоролся на него и из камеры начал выходить воздух (с-с-с).
«Не расстраивайся!» - начали успокаивать Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку («Приклей конфетку») и накачали его с помощью насоса (с-с-с-одновременно выполнять движения руками «насос») колесо поставили на место и Язычок с друзьями смог кататься на велосипеде (несколько круговых движений языком).

История № 7 Язычок и лошадка.
Как – то летом Язычок выглянул в дверь (движение языка) и увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движения языком из стороны в сторону). Язычок выбежал из домика и протянул лошадке угощенье – кусочек подсоленного хлеба. Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губами). На спине у лошадки было широкое седло («Чашечка») и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло и лошадка поскакала (дети руками держат «поводья» и громко цокают языком «Лошадка»).время от времени Язычок натягивал поводья (упр. «натяни поводья»).и остановил лошадку тпр-р-р (подуть на губы, на язык – кучерское межгубное р-р-р).

История № 8 Язычок в зоопарке.
Язычок подружился с лошадкой. Но вместе они жить не могли: лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего друга, ездил верхом ( упр. «лошадка», «натяни поводья», «кучерское межгубное Р-Р-Р»).
В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к бассейну, Боня широко открывал рот («бегемот») и ждал какого-нибудь лакомства. Получив, его он захлопывал пасть и начинал жевать (дети повторяют движения).
Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его он тряс красным носом и «болботал» (упр «Индюк»).
Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало («Иголочка»). Язык быстро – быстро передвигался из стороны в сторону («Змейка»),
Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить и поэтому всё время строила рожи: высовывала язык и надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (дети выполняют такие же движения).
Самым страшным был тигр. Когда он сердился он выгибал спину и шипел (« Киска сердится»). Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке – солёный хлеб (движение губами, захватывающими что-то), бегемоту большую конфету («Конфета»), индюку – зёрна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зёрнышки), ужу – молока (лакательные движения языком), обезьяне – банан (попытаться сделать язык похожим на банан), тигру – кусок мяса (жевательные движения). Звери были благодарны Язычку и с нетерпением ждали его каждый день!
Для пропедевтики речевых нарушений и для укрепления речедвигательных мышц, начиная с первой младшей группы, можно проводить с малышами самомассаж лица и рук, а с детьми более старшего возраста еще и логопедические разминки, включающие в себя статические и динамические артикуляционные упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.

НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.


РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней ) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу
сверху вниз), ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам). 

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди),

ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки),

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).

ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный
пальцы разминают щёки круговыми движениями).

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд),

РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указа­тельные пальцы разминают обе губы).
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам).
ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ),

ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с по­хлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу ).
ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе).
ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык - под нижней губой и поколачивание по нижней губе ).
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Сказка - комплекс упражнений «У бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в по­ложении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ — МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево - вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык — под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, что бы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При подборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идя от простых упражнений к более сложным. Занятия должны проводиться кратковременно , но многократно, что бы ребенок не утомлялся и у него не пропал интерес к занятиям.

Но тренировать мышцы речевого аппарата, улучшая их подвижность можно не только на логопедических занятиях. Вдвойне веселее это делать с родителями. Например: увидели кошку – покажите как она умывается язычком, завтракаете – покажите из какой красивой «чашечки» вы будете пить чай, одеваясь на прогулку, поговорите о «качелях», балуясь с ребенком, изобразите «рыбку». И тогда, вы успешно реализуете на практике золотое правило дошкольной педагогики: «Мы должны обучать детей так, что бы они об этом даже не догадывались».

Литература.

Дошкольная педагогика//О.М. Ельцова, А.Н. Терехова « Игровые обучающие ситуации – нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками» № 1 - 2011

Буденная Т.Н «Логопедическая гимнастика»., издательство Детство – пресс. 2009.
Куликовская Т.А. «Логопедическая азбука в стихах и картинках».Издательство Гном и Д 2007
Лагдзынь Г «Логопедическая азбука». Издательство Карапуз.
Новиковская О.А « Логопедическая азбука для детей 4-6 лет». Издательство Корп - принт
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. «Просвещение» 1989.
Логопедия. Под редакцией Л.С Волковой. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Метки к статье: по, шаблоны

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 12.11.2017 18:38
 
 
 
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи
  Печать E-mail  
 
Апр
9
2017

В жизни современного человека речь имеет грандиозное значение. Можно выделить три ее основные функции.

1. Во-первых, речь наиболее совершенное – емкое, точное и быстродействующее – средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.
2. Во-вторых, речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного сознания и открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная (интрапсихическая) функция речи.
3. В-третьих, речь предоставляет отдельному человеку канал для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.
В первом случае речь выступает как устная: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с наглядно-образными и моторно-действенными компонентами, в третьем – перед нами письменная речь, овеществленная в графических символах и знаках.

Если обратиться к психологической литературе, то приходится констатировать, что именно первая функция речи, как средство общения ребенка со взрослыми людьми, с которыми он непосредственно взаимодействует, лежит в основе всего последующего вербального развития индивида. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности, в какой срок ему станут доступны письменные памятники истории и культуры человечества.

Сегодня мы говорим о развитии связной речи.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:

- развернутость,
- произвольность,
- логичность,
- непрерываемость,
- программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:

- недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями,
- узкое восприятие действительности,
- нехватка речевых средств,
- трудности планирования монолога.

Исследования различных авторов показывают, что дети с общим недоразвитием речи при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств необходимо основываться на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Ребинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал Л. С. Выготский, а также педагоги В. К. Воробьева и В. П. Глухов.

Работу по формированию связной речи рекомендуется проводить в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении и в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана. Т. А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы в старшей группе:

· Воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия. (Дети сидят полукругом, логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В группу входят мальчик и девочка, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре, девочка кормит куклу, сидящую на стульчике. Когда мальчик и девочка выполнили действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно).

· Составление рассказа по демонстрируемому действию.

· Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (компьютера, магнитной доски и т.д.) Чтение рассказа сопровождается последовательным показом персонажей.

· Пересказ с использованием сюжетных картинок.
· Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
· Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки.
· Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
· «Пересказ с картинками» Повтор каждого предложения с заменой картинки на слово.

К этим видам рассказывания добавляется описание, а также сравнение предметов и объектов, но проводить их с помощью вспомогательных средств.

Экспериментальные данные подтверждают, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные:

- с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;
- установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
- удержанием в памяти этой последовательности.

Для предупреждения данных трудностей разработаны схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда и др.

При проведении фронтальных занятий по формированию связной речи Т. А. Ткаченко предлагает учитывать следующие принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу).
2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой группы), но только на уровне фразовых ответов.
3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании (сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней).
5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой группы на индивидуальные логопедические занятия. (На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении).

В работе воспитателя группы для детей с общим недоразвитием речи Т.А. Ткаченко советует вначале использовать те виды работ, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи (это касается старших групп). Ими могут быть:

· Чтение и разбор коротких рассказов и сказок.
· Рассматривание сюжетных картинок.
· Рассматривание объектов и предметов.
· Беседа по картине, а так же можно использовать те виды работ для логопеда, указанные выше.

Однако, как говорит Т. А. Ткаченко, для достижения большего обучающего эффекта целесообразно на занятиях воспитателя переходить к новому виду рассказывания после отработки его на занятиях логопеда.

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с ОНР способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, наблюдениям действий и пр. – то есть к самостоятельным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Дети, посещающие подготовительную группу детского сада, делятся на подгруппы:

К первой группе относятся дети с высоким уровнем сформированности связной речи. При обучении этих детей педагоги рекомендуют переходить от репродуктивных форм связной речи к ее инициативным формам. К ним относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным. Ткаченко рекомендует использовать следующие виды творческого рассказывания:

- Составление рассказа с добавлением последующих событий.
- Составление рассказа с заменой объекта.
- Составление рассказа с заменой действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением предыдущих событий.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
- Составление рассказа с добавлением объекта.
- Составление рассказа с добавлением действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
- Составление рассказа с изменением результата действия.
- Составление рассказа со сменой времени действия.

Каждый вид рассказывания проиллюстрирован в пособии Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказывании по картинам». К каждой картине составлена таблица, в которую заложены основные параметры работы над творческим рассказом.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов:

1. Анализ содержания картины.

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

· места действия,
· времени действия,
· свойств объектов и предметов,
· целей действия каждого персонажа,
· причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений. При необходимости взрослый исправляет нечеткости высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним… («А может быть, так лучше?»)

2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

· интереса,
· внимания,
· памяти,
· инициативы,
· воображения,
· мышления и др.

Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.

Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.

3. Составление исходного рассказа по картине.
Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет, что будет записывать каждое правильно составленное предложение в таблицу, которая дана вместе с картинкой. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления. При составлении рассказа взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).

Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправлять неточности, добавляет слова и выражения.

4. Планирование творческого рассказа
От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается:

· в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания,
· обсуждении замысла,
· выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),
· составлении предикативной цепочки (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемым ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),

· построении плана изложения (можно в графическом варианте),
· установлении объекта для прямой речи,
· придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр.). В каждом конкретном случае трансформации сюжета соответствует виду творческого рассказывания, указанному в верхней части таблицы к картине.

При уточнении замысла ребенок пользуется вначале внутренней речью. Она, в отличие от внешней, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Причем в первую очередь во внутренних высказываниях сокращаются подлежащие и остаются сказуемые (предикаты). Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (т. е. составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и, в конечном итоге, облегчает составление им творческого рассказа.

Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него своё название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).

5. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием:

· точных слов,
· образных сравнений,
· грамотных, четких предложений,
· связей предложения и частей рассказа,
· выразительности,
· интонирования,
· акцентирования наиболее знакомых слов,
· плавности речи,
· фонетической четкости каждой фразы.

Взрослому рекомендуется записать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

6. Анализ и оценка творческого рассказа.

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т.п. заменены в таблицах более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

 

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 12.11.2017 18:37
 
 
 
Формирование способности к языковому анализу и синтезу у детей с нарушениями в речи
  Печать E-mail  
 
Апр
9
2017

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Первые попытки сознательного выделения звука из слова а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н. Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
Одно из значений слова фонетика – звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха – слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.
Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии – нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии – нарушению процесса чтения.
Работу по развитию и коррекции фонематического слуха целесообразно проводить со всеми дошкольниками,
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звуко-слоговой структуры. Поэтому в подготовительной группе речевого детского сада очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с детьми, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы.
Наиболее эффективная форма проведения этой работы – фронтальные логопедические занятия (логопед может проводить их как с подгруппой детей, так и с целой группой), т. к. на них дошкольники не просто знакомятся с новым материалом, но и получают навык работы в коллективе: учатся слушать объяснения педагога, исправлять я дополнять ответы других детей, вместе искать ответы на трудные вопросы, делать «открытия». Сформированность таких умений крайне необходима для успешного обучения в школе.

Структура занятий

Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме:
1. организационный момент;
2. знакомство и работа со звуком;
3. знакомство и работа с буквой;
4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);
5. подведение итогов занятия.

Последовательность работы над каждым звуком такова:
1. знакомство со звуком – выделение его на слух;
2. уточнение артикуляции звука;
3. определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой – звонкий);
4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других
5. звуков, слогов, слов;
6. определение места звука в слове (с опорой на картинки);
7. определение твердости – мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;
8. составление слогов, слов из заданных звуков;
9. подбор слов с определенным звуком.

Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности:
1. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;
2. «печатание» буквы в воздухе, далее – в тетрадях по образцу
3. чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.
4. В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

Структура занятий по дифференциации звуков такова:
1. организационный момент;
2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий;
3. дифференциация звуков:
- на слуховом уровне – выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),
- определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки;
4. работа в тетрадях:
- запись слогов, слов на изучаемые звуки,
- составление звуковых схем слогов, слов;
5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв;
6. работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;
7. подведение итогов занятия.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как, благодаря ему, мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот (Т.Г. Визель,2005)
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, - например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Сравните слова-паронимы: “коза” и “коса”, “башня” и “басня”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т.д. Один незначительный нюанс – различие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове, а смысл разительно меняется!
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, 2003), а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Многолетняя практика показывает, что ребенка-логопата, при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике не утратили своей актуальности.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап - узнавание не речевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа (М.Ф. Фомичёва, 1998).
Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто разговаривает? (девочка). Затем детям даётся задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы и так далее (Т.Б. Филичёва, А.В. Соболева, 1996; М.Ф. Фомичёва, 1998).
На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например: "Где гудит пароход - далеко или близко", "Угадай, кто тебя зовёт" и так далее.
Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке и так далее).
На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры: логопед произносит несколько слогов, например на - на - на - па, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки (М.Е. Хватцев, 1995).
Задачей последнего шестого этапа является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова. Логопед должен объяснить и показать ребёнку, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем приступают к анализу согласных звуков, при этом должно соблюдаться определённое условие: сначала ребёнка учат выделять последний согласный звук. Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.
При работе по данным этапам развития фонематического слуха следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий (Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, Т.Д. Лоскутова, 2000; Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, 2003).
Работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить как на занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), так и в повседневной жизни (на прогулках, в часы игр, во время наблюдений и т.д.).
В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и звукового анализа у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову, к языковому окружению. Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи.
Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении. Ребенок знакомится не только с отдельными звуками, но и с “работой” звука в лексике, морфологии, словообразовании (Г.А. Тумакова, 1991). При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, в результате ребенок постигает больше того, что получил непосредственно из уст педагога. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.
Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр.
Хочется поделиться опытом, а именно теми играми и игровыми упражнениями, которые я использую в своей работе.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). 

Четвертый лишний 
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах логопед может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

Юные поэты
Логопед дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т.д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:
В норке жили-были мышки,
А на столе лежали пышки.

Выдели слово
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?
Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Вариант 2:
То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. 

Шутки – минутки
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: 
Хвост с узорами,
сапоги со шторами. 
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами. 
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба. 

Звуки по кругу
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

Начало, середина, конец
(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

Эхо
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия
Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой логопед обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.
Затем назначают водящего – ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут. 
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). 

Живая азбука
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

Заколдованное слово
Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.
Логопед рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы. 
Педагог называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” – ”Я, б, л, о, к, о”. 

Путаница
Игра для развития звукового различения
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения. 
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих? 

Починим испорченный телефон
Игра для развития фонематического слуха
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.
Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Логопед следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Разноцветные прищепки
Вариант 1.
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза, внимания, зрительного восприятия.
Игровое поле разделено на две части. На первой из них изображены объекты, к которым нужно подобрать правильный ответ. Картинки помещают в разноцветные рамки или помечают цветным кружком. На второй части игрового поля изображены варианты ответов (или картинки). Ребенок находит на второй части игрового поля соответствующий заданию ответ и отмечает его прищепкой, цвет которой совпадает с цветом рамки картинки-задания.
С помощью данного пособия можно в интересной форме преподнести задания с любым речевым материалом: на определение наличия заданного звука в слове, количества звуков, букв, слогов в слове, на подбор обобщающих слов, слов-признаков, действий к словам-предметам и наоборот, нахождение родственных слов, синонимов, антонимов и т.д.

Вариант 2. «Солнышко»
Для игры потребуются: набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточка-задание – это круг, разделенный на 6-8 секторов. В каждом секторе – картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помога¬ет детям понять задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображена ка¬пелька, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обита¬ния. Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищеп¬ками, а не относящиеся к ней – красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.
Такое пособие можно использовать для закрепления как фонетических, так и лексико-грамматических тем. Так, если в центр карточки поместить букву, можно предложить ребенку отметить прищепками те картинки, в названиях которых есть данный звук. Цифра в центре круга поможет ребенку отработать навыки определения количества звуков, слогов в слове. Для совершенствования навыков подбора родственных слов, обобщающих понятий следует разместить в центральной части карточки картинки или слова, обозначающие соответственно слово-корень или обобщающее слово. должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.

Посмотри вокруг
Цель: учить определять наличие звука в слове.
Ход игры. Дети должны внимательно посмотреть вокруг себя и найти в группе предметы, в названиях которых есть заданный звук.

Лото
Цель: учить определять наличие звука в слове.
Оборудование: карточка лото для каждого играющего, разделенная на четыре квадрата, в каждом из них наклеена предметная картинка; фишка.
Ход игры: только в трех квадратах находятся картинки, в названиях которых присутствует заданный звук. Дети должны найти лишнюю картинку, в названии которой нет изучаемого звука и закрыть ее фишкой. Moжно использовать более сложный вариант игры. Каждому играющему дается альбомный лист, на котором наклеено много предметных картинок. Дети должны найти картинки, в названиях которых есть заданный звук и закрыть его фишкой.
Брось мяч
Цель: учить выделять первый и последний звуки в слове, последовательность их в слове.
Оборудование: мяч.
3адания:
1. Убрать первый звук в слове. Какое слово получится?
Логопед стоит в центре, играющие - вокруг него. Он бросает мяч
кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний
звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему;
Речевой материал: лужи-ужи, косы-осы, крот-рот, бочки-очки, клещи- лещи, сурок-урок.
2. Убрать последний звук в слове. Какое слово получится?
Речевой материал: рост-рос, стол-сто, марка-Марк, бегут-бегу.

Два берега
Цель: учить определять наличие звука или первый звук в слове.
Оборудование: предметные картинки; изображение лодки или корабля.
Ход игры. На доске мелом изображается река. Посередине реки магнитами укрепляется лодка или корабль, в которых есть прорези для предметных картинок. Логопед рассказывает детям, что на лодке (корабле) плывут слова.
Слова, начинающиеся, например, со звука [к], должны причалить к одному берегу, а все остальные - к другому., Дети выходят к доске по очереди; достают из прорезей картинки, называют их, определяют наличие звука или первый звук в слове (в зависимости от задания) и укрепляют их магнитами к нужному берегу.
Раскрась картинки
Цель: учить определять наличие звука, его позицию в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: несколько нераскрашенных предметных картинок, изображенных на альбомном листе.
Ход игры: играющим раздаются листы, на которых нарисовано несколько нераскрашенных картинок. Дети должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названиях которых есть заданный звук или звук, находящийся в определенной позиции. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Чей домик?
Цель: учить определять первый звук в слове.
Оборудование: картонные домики красного и синего цвета (в зависимости от задания); предметные картинки.
Ход игры:
1 вариант. На стол выставляется синий или красный домик в зависимости от изучаемого звука, например [л].
Нужно отобрать картинки со словами, названия которых начинаются с этого звука.
2 вариант. На стол выставляются два домика: красный
и синий. Дети по очереди выходят к столу, берут предметную картинку, называют ее, определяют первый звук в слове (гласный или согласный) и кладут ее в соответствующий домик.
Соберем цепочку
Цель: развивать умение выделять первый и последний
звуки в слове.
Ход игры. Логопед называет слово, а ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова и т.д. Например, мост - телефон – носки – игла.
Домино
Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.
Оборудoвaниe: предметные картинки.
Ход игры: играть лучше группами по 3-4 человека.
Играющим раздаются предметные картинки. Один из детей кладет картинку на стол, называет ее и определяет последний звук в данном слове. Тот, который находит у себя картинку с таким же начальным звуком, кладет ее следующей, называет ее и последний звук в слове и т.д. 
Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.
Желаю удачи коллеги! Я надеюсь, что моя статья будет полезна.

Используемая литература: 
1 З.Е. Агранович Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003. 
2. Александрова Живые звуки. Фонетика для дошкольников. СПб Детство-пресс, 2005.
3. Журнал логопед №8 2009 (Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ОНР)
4. Журнал логопед №1 2008 (Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с ФФНР)

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 12.11.2017 18:38
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff