Консультация для педагогов
  Печать E-mail  
 
Март
7
2019

К нам пришел особенный малыш»: общие рекомендации для педагогов, работающих с детьми-логопатами в общеразвивающих группах детского сада

Подготовила: 

учитель-дефектолог МБДОУ №197 

Мельникова Т.В.

 

Речь – сложная и многогранная система. С развитием речи тесно связно формирование восприятия, внимания, памяти, мышления, а также состояние эмоционально-волевой сферы малыша: ребенка-логопата отличают не только речевые нарушения, но и разнообразные недостатки познавательной деятельности, эмоциональная нестабильность, трудности поведения и саморегуляции.

Конечно, коррекционную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи должны оказывать профильные квалифицированные кадры (логопед, психолог, в детском саду – воспитатель логопедических групп), однако современная ситуация такова, что ребенок с серьезным речевым дефектом все чаще оказывается в среде обычных сверстников: растет число дошколят с тяжелой патологией речи; закрепляются и находят поддержку инклюзивные тенденции, сама идея совместного образования норматипичных детей и воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Так как организовать работу простому педагогу – воспитателю, в чью группу пришел (и остался) «логопедический» малыш? Ниже представлены базовые рекомендации для педагогов общеразвивающих групп.

Итак, в сложившейся ситуации можно создать условия, максимально благоприятные для «особенного» ребенка, если:

1. Убедиться, что ребенок понимает ваши слова, инструкции, просьбы.

Старайтесь говорить простыми предложениями, многоступенчатые задания, инструкции разбивайте на части. Будьте готовы повторить сказанное несколько раз.

2. Помнить: малыш с нарушениями речи обязательно должен видеть ваше лицо. Артикуляция и мимика легче воспринимаются и считываются. Они расскажут ребенку намного больше, чем скупые слова. Чаще наклоняйтесь, присаживайтесь рядом с дошкольником, смотрите ему в глаза. Не стесняйтесь попросить: «Посмотри на меня. Посмотри на мои губы».

3. Использовать метод сопряженной речи. Пусть ребенок вместе с вами проговаривает слова, стихотворные строки, короткие детские рассказы (как получится).

4. Не запрещать жесты! Они свидетельствуют о желании общаться. Лучше «некрасивый» тычок указательным пальцем («Ты хочешь машину? Да? Возьми. Хорошая машина!», «Пить? Сейчас: я налью воду в кружку, а ты держи крепко», «Это лужи. Лужи на дорожке. Дождик прошел: как, кап, кап, - а лужи остались»), чем взгляд, опущенный в пол, и незаметное присутствие малыша в группе (Вы за Колей? Он в «строительном уголке». Весь день перекладывает кубики. Не оттащишь).

5. Поощрять речевую активность ребенка. Несмотря на очевидные трудности, он очень старается. Попытки преодолеть нарушение речи заслуживают самой горячей и искренней похвалы. А усилия и мужество «логопедического» ребенка сравнимы с подвигом А.Маресьева.

6. Не подчеркивать и не высмеивать грамматические ошибки:

- Ой, там воробеи.

- Не воробеи, а воробьи. Повтори.

Достаточно двух-трех подобных реакций, чтобы дошкольник понял: иногда лучше держать язык за зубами.

Возьмите за правило дублировать фразу, ненавязчиво давать верный образец:

- Ой, там воробеи.

- И правда. ТАМ ВОРОБЬИ. Воробьи прилетели.

7. Как можно чаще оречевлять свои действия и действия ребенка. Столь насыщенная речевая среда будет полезна и обычным детям.

- Сегодня мы делаем аппликацию. Я беру лист бумаги и кладу его перед собой. Синий квадрат с обратной стороны намазываю клеем. Прикладываю, прижимаю. Это стены дома…

- Мы собираемся на прогулку. Ребята подошли к своим шкафчикам, посмотрели: удобно ли открыть дверцу, не заденет ли дверца соседа? Открыли шкафчики…

- Садимся обедать. За первым столом сидят Маша, Антон, Даня и Коля. Спинки у ребят прямые, локти прижаты к туловищу, ножки вместе… Ах, какой замечательный борщ! Повар сварил его из мяса, капусты, моркови, свёклы. Борщ горячий, ароматный, вкусный. Ребята, берите ложки. Будем кушать. Не торопитесь, дуйте на ложку. Горячий борщ может обжечь язык…

8. Попробовать заменить динамические паузы речевыми физкультминутками (когда движение сочетается с речью), припомнить забытые пальчиковые игры, разучить новые.

9. Обязательно вовлекать логопата в общение со сверстниками, общие игры, коллективные мероприятия. Да-да, неумение ребенка спеть песню или прочитать стих, сбивчивый ритм, который он отстукивает на ложках – не повод вычеркивать его из жизни группы. Сидеть на стульчике, пока все репетируют, он, конечно, не должен.

10. Соблюдать речевой режим. Ваша речь обязана быть четкой, тщательно артикулируемой, разборчивой. Она – образец, на который ориентируется ребенок.

Важно понимать, что данные правила – не панацея. Придерживаясь их, воспитатель помогает ребенку с особенностями речевого развития адаптироваться, почувствовать себя комфортно в садовской среде, в какой-то мере способствует развитию его речи. И все же адресная, результативная коррекционная работа остается задачей специалиста. Проинформируйте родителей о необходимости занятий с логопедом, уточните и разъясните, что общеобразовательный детский сад не имеет коррекционного направления. Тогда ваши совместные усилия и желание помочь малышу обязательно увенчаются успехом.

 

Автор: Super User   |   Обновлено 07.03.2019 09:03
 
 
 
Семейный театр
  Печать E-mail  
 
Янв
16
2018

                          Семейный театр в детском саду

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей в возрасте 3-7 лет

 

 

 Подготовила:

МБДОУ  №170

Логопед высшей категории Инкирева Лидия Федоровна

 

 

                                    «Театр – искусство прекрасное. 

                                                         Оно облагораживает, воспитывает человека.

                                                         Тот, кто любит театр по- настоящему,

                                                          всегда уносит из него запас мудрости и

                                                          доброты».

                                                                К.С. Станиславский

 

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2017г №1155 (далее ФГОСДО) тема театра в детском саду не теряет своей актуальности.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Это хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театральная деятельность помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, тревожность и страхи.

Сегодня потенциальные возможности семьи её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение её воспитательного потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации детей.

Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьёй. А одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей может стать семейный театр.

 

 

Автор: Super User   |   Обновлено 02.03.2019 19:57
 
 
 
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи
  Печать E-mail  
 
Апр
9
2017

В жизни современного человека речь имеет грандиозное значение. Можно выделить три ее основные функции.

1. Во-первых, речь наиболее совершенное – емкое, точное и быстродействующее – средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.
2. Во-вторых, речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного сознания и открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная (интрапсихическая) функция речи.
3. В-третьих, речь предоставляет отдельному человеку канал для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.
В первом случае речь выступает как устная: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с наглядно-образными и моторно-действенными компонентами, в третьем – перед нами письменная речь, овеществленная в графических символах и знаках.

Если обратиться к психологической литературе, то приходится констатировать, что именно первая функция речи, как средство общения ребенка со взрослыми людьми, с которыми он непосредственно взаимодействует, лежит в основе всего последующего вербального развития индивида. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности, в какой срок ему станут доступны письменные памятники истории и культуры человечества.

Сегодня мы говорим о развитии связной речи.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:

- развернутость,
- произвольность,
- логичность,
- непрерываемость,
- программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:

- недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями,
- узкое восприятие действительности,
- нехватка речевых средств,
- трудности планирования монолога.

Исследования различных авторов показывают, что дети с общим недоразвитием речи при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств необходимо основываться на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Ребинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал Л. С. Выготский, а также педагоги В. К. Воробьева и В. П. Глухов.

Работу по формированию связной речи рекомендуется проводить в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении и в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана. Т. А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы в старшей группе:

· Воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия. (Дети сидят полукругом, логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В группу входят мальчик и девочка, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре, девочка кормит куклу, сидящую на стульчике. Когда мальчик и девочка выполнили действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно).

· Составление рассказа по демонстрируемому действию.

· Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (компьютера, магнитной доски и т.д.) Чтение рассказа сопровождается последовательным показом персонажей.

· Пересказ с использованием сюжетных картинок.
· Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
· Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки.
· Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
· «Пересказ с картинками» Повтор каждого предложения с заменой картинки на слово.

К этим видам рассказывания добавляется описание, а также сравнение предметов и объектов, но проводить их с помощью вспомогательных средств.

Экспериментальные данные подтверждают, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные:

- с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;
- установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
- удержанием в памяти этой последовательности.

Для предупреждения данных трудностей разработаны схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда и др.

При проведении фронтальных занятий по формированию связной речи Т. А. Ткаченко предлагает учитывать следующие принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу).
2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой группы), но только на уровне фразовых ответов.
3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании (сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней).
5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой группы на индивидуальные логопедические занятия. (На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении).

В работе воспитателя группы для детей с общим недоразвитием речи Т.А. Ткаченко советует вначале использовать те виды работ, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи (это касается старших групп). Ими могут быть:

· Чтение и разбор коротких рассказов и сказок.
· Рассматривание сюжетных картинок.
· Рассматривание объектов и предметов.
· Беседа по картине, а так же можно использовать те виды работ для логопеда, указанные выше.

Однако, как говорит Т. А. Ткаченко, для достижения большего обучающего эффекта целесообразно на занятиях воспитателя переходить к новому виду рассказывания после отработки его на занятиях логопеда.

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с ОНР способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, наблюдениям действий и пр. – то есть к самостоятельным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Дети, посещающие подготовительную группу детского сада, делятся на подгруппы:

К первой группе относятся дети с высоким уровнем сформированности связной речи. При обучении этих детей педагоги рекомендуют переходить от репродуктивных форм связной речи к ее инициативным формам. К ним относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным. Ткаченко рекомендует использовать следующие виды творческого рассказывания:

- Составление рассказа с добавлением последующих событий.
- Составление рассказа с заменой объекта.
- Составление рассказа с заменой действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением предыдущих событий.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
- Составление рассказа с добавлением объекта.
- Составление рассказа с добавлением действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
- Составление рассказа с изменением результата действия.
- Составление рассказа со сменой времени действия.

Каждый вид рассказывания проиллюстрирован в пособии Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказывании по картинам». К каждой картине составлена таблица, в которую заложены основные параметры работы над творческим рассказом.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов:

1. Анализ содержания картины.

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

· места действия,
· времени действия,
· свойств объектов и предметов,
· целей действия каждого персонажа,
· причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений. При необходимости взрослый исправляет нечеткости высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним… («А может быть, так лучше?»)

2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

· интереса,
· внимания,
· памяти,
· инициативы,
· воображения,
· мышления и др.

Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.

Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.

3. Составление исходного рассказа по картине.
Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет, что будет записывать каждое правильно составленное предложение в таблицу, которая дана вместе с картинкой. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления. При составлении рассказа взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).

Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправлять неточности, добавляет слова и выражения.

4. Планирование творческого рассказа
От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается:

· в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания,
· обсуждении замысла,
· выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),
· составлении предикативной цепочки (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемым ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),

· построении плана изложения (можно в графическом варианте),
· установлении объекта для прямой речи,
· придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр.). В каждом конкретном случае трансформации сюжета соответствует виду творческого рассказывания, указанному в верхней части таблицы к картине.

При уточнении замысла ребенок пользуется вначале внутренней речью. Она, в отличие от внешней, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Причем в первую очередь во внутренних высказываниях сокращаются подлежащие и остаются сказуемые (предикаты). Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (т. е. составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и, в конечном итоге, облегчает составление им творческого рассказа.

Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него своё название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).

5. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием:

· точных слов,
· образных сравнений,
· грамотных, четких предложений,
· связей предложения и частей рассказа,
· выразительности,
· интонирования,
· акцентирования наиболее знакомых слов,
· плавности речи,
· фонетической четкости каждой фразы.

Взрослому рекомендуется записать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

6. Анализ и оценка творческого рассказа.

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т.п. заменены в таблицах более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

 

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 12.11.2017 18:37
 
 
 
Сценарий сказки
  Печать E-mail  
 
Янв
16
2018

Сценарий сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

 

Подготовили: МБДОУ №160

Учитель-логопед  Завгородняя Л.С.

Музыукальный руководитель Фоломейкина   М.Ю.

                   

                                                      

                                                                                             “Театр – это волшебный мир.
                                                                            Он даёт уроки красоты, морали
                                                                            и нравственности.
                                                                            А чем они богаче, тем успешнее
                                                                            идёт развитие духовного мира
                                                                            детей…”
                                                                                                         (Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – всё это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Формы работы специалистов детского сада с семьями воспитанников

Фотоотчёт

Автор: Super User   |   Обновлено 16.01.2018 15:52
 
 
 
Улучшение подвижности речевых органов.
  Печать E-mail  
 
Апр
9
2017

Наиболее подвижным органом, входящим в артикуляционный аппарат, является язык. Он состоит из корня и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и его кончик. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при [с,з,ц]), подниматься за верхние (при [т,д,н],), прижиматься к альвеолам (при [л]), и дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при[р]).Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься в твёрдому нёбу (как при [Й]).Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (при [к,г]) или же образовывать щель (при звуке [х]). Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в бок выходящую струю воздуха( как при [и,э,с,з,ц,ш,ж,щ,р]),могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок ([л]); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов ([о,у]).. Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного.

Подвижность губ так же играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (как призвуке [у]) , могут округляться (как призвуке [о]), могут обнажать передние верхние и нижние зубы (как при [с,з,ц,л] и др.), могут слегка выдвигаться вперед ( как при [ш,ж]). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при [п,б,м]), образовывать щель, приближаясь к передним верхним зубам (при [ф,в])
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое небо может подниматься и опускаться, пропуская воздушную струю (при образовании носовых звуков [м, н] и их мягких вариантах) или закрывая ей проход в носовую полость.
Таким образом, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. Четкого произношения звуков, слов и фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводиться в форме артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата и содействующих развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.
Но как скучны и однообразны упражнения логопедической гимнастики. И как же надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях. А вот поиграть – дело другое! И, если проявить творчество и фантазию, то их легко можно превратить в игру. Например, на каждый комплекс упражнений сочинить сказки о веселом язычке - любознательном непоседе и шалуне. А еще большое подспорье в работе – это речевые тренажеры. Они создают положительный эмоциональный настрой ,способствуют речевому развитию, вносят разнообразие в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста.

История №1. Домик для Язычка.
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было собственного домика? Язычку нечего не оставалось, как жить на улице, а там осенью дожди, зимой – снег, и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он стал простужаться и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе домик. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в порядок.
Дом должен быть крепостью, поэтому он установил две двери: 1 – зубы, 2 – губы. В новом домике Язычка не было окон, но зато были стены, правда, очень странные. Они могли надуваться, как шарики как они называются? (щёки). А потолок был твёрдый и называется он нёбо не ровное и напоминает купол. Передняя часть пололка – нёба заканчивается малюсенькими бугорками, они располагаются за верхними зубами. Сзади потолок переходит в занавеску с маленьким язычком.
Несмотря на неудобства, Язычку очень понравилось новое жилище. Правда в нем всегда было сыро, даже спать приходилось на мокрой постели, зато было тепло и уютно. А главное - не было сквозняков.

История №2. Язычок делает ремонт.
Из-за постоянной сырости Язычку приходилось часто делать ремонт.
Прежде всего, он проветривал свой дом. Для чего он сначала открывал первую дверцу – губы, затем вторую – зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны (дети выполняют соответствующие движения языком)
Потом он брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было тщательно, для этого он крепко прижимал кисть («Маляр»). Выполнив эту работу, он приступал к оклейке стен – щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой (движения языка сверху вниз по внутренней стороне обеих щек).
После ремонта Язычок мыл полы (движения кончиком языка под языком и возле передних зубов, рот открыт)
Чинил Язычок и двери – зубы («Заборчик»)


История №3 Язычок делает покупки.
Язычок был очень пунктуальный и не любил опаздывать. Поэтому он решил, что, прежде всего, нужно купить часы. В ближайшем магазине он присмотрел симпатичные ходики с маятником («Часики») У часов было две стрелки (сделать язык длинным и узким) и цифры на циферблате (круговые движения языком, как бы очерчивать и круг, и в нескольких местах касаться округлённых губ, указывая расположение цифр на циферблате). Язычок повесил часики на одну из стен. Они так уютно тикали тик-так, а каждый час били: бом-бом (звукоподражание).
А еще Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку (упр .«Чашечка»). Из чашки он пил чай и молоко, а из тарелок ел суп и кашу. Когда они были очень горячими он дул на них (дуют на широкий язык, не надувая щек).
Так же Язычок купил сковородку, на которой пёк блины, которые он очень любил («Блинчик»). Язычок часто приглашал в гости друзей. Они очень любили приходить к нему, хвалили угощения, иногда облизывались от удовольствия («Вкусное варенье»)


История № 4 Утро Язычка.
Каждое утро Язычок проснувшись, потягивался и делал зарядку. Потом тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот и умывался (выполнить движения).
Потом Язычок открывал обе двери и высовывался наружу. Посмотрит налево, посмотрит направо, вверх – светит ли солнышко, вниз – нет ли луж на дорожке, и выходит из дома на утреннюю пробежку.
(дети выполняют указанные движения)
Язычок несколько раз обегал домик в одну сторону, затем в другую (круговые движения языком при широко открытом рте). Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом) Язычок возвращался домой. Захлопывал одну дверь (зубы), затем другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.

История №5. У Язычка появился новый друг.
Однажды, после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечко («Блинчик»). Ярко светило солнышко, дул легкий ветерок (подуть на высунутый, широкий язык). И Язычок задремал. Вдруг он слышит, что под крылечком кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького, пушистого котенка. Язычок погладил котенка (дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка). Но котёнку это не понравилось, и он выгнул спинку («Киска сердится»). Язычок отдернул руку, удивленно посмотрел на котенка. Тот оказался худым и голодным.
«Его надо покормить!» - решил Язычок, и пошёл в дом за едой. В своей любимой чашечки («Чашечка») Язычок принёс котенку теплого молока. Котёнок стал его с жадностью лакать (соответствующие движения языком). Когда молока не осталось, котенок облизнулся («Вкусное варенье) и начал умываться (дети имитируют движения умывающегося котенка). Язычок решил снова погладить котёнка, на этот раз он не сердился, а выгнул спинку от удовольствия («Горка»), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы поглаживать крутые и изогнутые боковые края языка) и замурлыкал.

История № 6 Новый велосипед.
На день рождения друзья подарили Язычку новый велосипед: красивый, с двумя большими колёсами (круговые движения языка) и блестящим рулем. Язычок решил прокатиться на велосипеде вокруг дома (5-10 круговых движений языка, рот открыт как можно шире). Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь («Иголочка»), Язычок напоролся на него и из камеры начал выходить воздух (с-с-с).
«Не расстраивайся!» - начали успокаивать Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку («Приклей конфетку») и накачали его с помощью насоса (с-с-с-одновременно выполнять движения руками «насос») колесо поставили на место и Язычок с друзьями смог кататься на велосипеде (несколько круговых движений языком).

История № 7 Язычок и лошадка.
Как – то летом Язычок выглянул в дверь (движение языка) и увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движения языком из стороны в сторону). Язычок выбежал из домика и протянул лошадке угощенье – кусочек подсоленного хлеба. Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губами). На спине у лошадки было широкое седло («Чашечка») и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло и лошадка поскакала (дети руками держат «поводья» и громко цокают языком «Лошадка»).время от времени Язычок натягивал поводья (упр. «натяни поводья»).и остановил лошадку тпр-р-р (подуть на губы, на язык – кучерское межгубное р-р-р).

История № 8 Язычок в зоопарке.
Язычок подружился с лошадкой. Но вместе они жить не могли: лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего друга, ездил верхом ( упр. «лошадка», «натяни поводья», «кучерское межгубное Р-Р-Р»).
В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к бассейну, Боня широко открывал рот («бегемот») и ждал какого-нибудь лакомства. Получив, его он захлопывал пасть и начинал жевать (дети повторяют движения).
Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его он тряс красным носом и «болботал» (упр «Индюк»).
Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало («Иголочка»). Язык быстро – быстро передвигался из стороны в сторону («Змейка»),
Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить и поэтому всё время строила рожи: высовывала язык и надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (дети выполняют такие же движения).
Самым страшным был тигр. Когда он сердился он выгибал спину и шипел (« Киска сердится»). Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке – солёный хлеб (движение губами, захватывающими что-то), бегемоту большую конфету («Конфета»), индюку – зёрна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зёрнышки), ужу – молока (лакательные движения языком), обезьяне – банан (попытаться сделать язык похожим на банан), тигру – кусок мяса (жевательные движения). Звери были благодарны Язычку и с нетерпением ждали его каждый день!
Для пропедевтики речевых нарушений и для укрепления речедвигательных мышц, начиная с первой младшей группы, можно проводить с малышами самомассаж лица и рук, а с детьми более старшего возраста еще и логопедические разминки, включающие в себя статические и динамические артикуляционные упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.

НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.


РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней ) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу
сверху вниз), ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам). 

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди),

ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки),

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).

ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный
пальцы разминают щёки круговыми движениями).

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд),

РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указа­тельные пальцы разминают обе губы).
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам).
ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ),

ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с по­хлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу ).
ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе).
ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык - под нижней губой и поколачивание по нижней губе ).
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Сказка - комплекс упражнений «У бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в по­ложении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ — МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево - вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык — под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, что бы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При подборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идя от простых упражнений к более сложным. Занятия должны проводиться кратковременно , но многократно, что бы ребенок не утомлялся и у него не пропал интерес к занятиям.

Но тренировать мышцы речевого аппарата, улучшая их подвижность можно не только на логопедических занятиях. Вдвойне веселее это делать с родителями. Например: увидели кошку – покажите как она умывается язычком, завтракаете – покажите из какой красивой «чашечки» вы будете пить чай, одеваясь на прогулку, поговорите о «качелях», балуясь с ребенком, изобразите «рыбку». И тогда, вы успешно реализуете на практике золотое правило дошкольной педагогики: «Мы должны обучать детей так, что бы они об этом даже не догадывались».

Литература.

Дошкольная педагогика//О.М. Ельцова, А.Н. Терехова « Игровые обучающие ситуации – нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками» № 1 - 2011

Буденная Т.Н «Логопедическая гимнастика»., издательство Детство – пресс. 2009.
Куликовская Т.А. «Логопедическая азбука в стихах и картинках».Издательство Гном и Д 2007
Лагдзынь Г «Логопедическая азбука». Издательство Карапуз.
Новиковская О.А « Логопедическая азбука для детей 4-6 лет». Издательство Корп - принт
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. «Просвещение» 1989.
Логопедия. Под редакцией Л.С Волковой. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Метки к статье: по, шаблоны

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 12.11.2017 18:38
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff