Баламетрикс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
  Печать E-mail  
 
Март
15
2018

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

                             

Мастер- класс

«Баламетрикс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

 

 

Автор-составитель:

 Ханнанова М. И.,

учитель-логопед МБУДО «ДТД и М»

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 1)

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

В рамках мастер-класса, разрешите поделиться своим опытом использования  инновационных технологий в логопедической работе для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования ЦППРД «Орион».

К сожалению, в современном мире, все больше и больше детей сталкиваются с нарушениями речи разной степени тяжести. Для оказания практической помощи родителям и педагогам в решении этой проблемы на базе центра создано творческое объединение «Школа логопедических знаний».

(СЛАЙД 2)

Педагоги «Школы логопедических знаний» активно стараются внедрять инновационные технологии в свою логопедическую практику. В центре «Орион» на логопедических занятиях мы используем элементы мозжечковой стимуляции в развитии речи детей.

На сегодняшний день роль мозжечковой стимуляции в развитии детей одна из обсуждаемых тем.

(СЛАЙД 3)

Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведении ребенка. Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 30 лет назад американский доктор Френк Бельгау, который будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными трудностями в обучении, обратил внимание, что дети, играющие на переменках в игры на координацию движений, балансировку— более успешны в учебе.

Почему необходимо стимулировать именно мозжечок?

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток - нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%).

Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге. Стимуляция мозжечка активизирует другие области мозга, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие, височные, отвечающие за понимание речи и за моторную организацию речи.

Кстати, нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться, только в движении. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в речи, письме, чтении, счете.

Таким образом, через мозжечковую стимуляцию мы можем добиться улучшения в психическом и речевом развитии.

(СЛАЙД 4)

Мозжечковая стимуляции эффективна при следующих диагнозах, вы их можете увидеть на слайде

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
  • задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
  • нарушения устной и письменной речи (дислексия и дизграфия);
  • аутизм и расстройства аутистического спектра;
  • синдром Аспергера;
  • логоневроз (заикание);
  • центральное нарушение слухового анализа;
  • расстройство сенсорной обработки;
  • нарушение походки;
  • нарушение осанки;
  • нарушение моторики;
  • нарушение работы вестибулярного аппарата;
  • нарушение координации движений  -не читать

В центре «Орион» на занятиях по развитию речи для работы над стимуляцией мозжечка мы применяем (СЛАЙД 5) координационный мольберт и балансировочную доску «Баламетрикс».

(СЛАЙД 6)

Координационный мольберт – это классический мольберт с прорезями. Прорези представляют собой круги разного диаметра. К верхним углам прикреплены веревки разного цвета, в середине основание с шариком. Ребенку необходимо управлять веревками и довести шарик до нужного основания (прорезь).

На начальных этапах мы предлагаем ребенку правой рукой взять зеленую веревку, левой рукой – красную. Затем с помощью педагога попробовать управлять вправо, влево основанием с шариком, чтобы довести как можно выше шарик, не уронив его. И только после того, как ребенок освоит такое упражнение, можно усложнять задания. Мы предлагаем выполнять упражнения с речевыми играми.

Для автоматизации изолированного произношения звука можно предложить игру «Помоги снеговику донести комочек». Ребенок ведет шарик и одновременно произносит звук.

Аналогичная игра «Загони мяч в ворота» на автоматизацию слогов. Ребенок ведет шарик и повторяет слоги за педагогом.

(СЛАЙД 7)

Для автоматизации звука в словах подбираются картинки со звуком в начале слова, в середине или в конце. Ребенку предлагается управлять шариком  и называть картинки. При выполнении данного задания необходимо уточнять артикуляцию звука, а также направление шарика. Т.е. куда движется шарик вправо, влево, вверх, вниз. Также можно включить игры «Живое - не живое», «Сосчитай до пяти» (одна собака – две собаки - …- пять собак), «Назови ласково» (собака - собачка).

Для дифференциации звуков мы прикрепляем ассоциативные картинки в разные углы мольберта и картинки с разными звуками. Например, дифференциация звуков С – Ш. педагог задает вопросы: «Как мы качаем насос? (С-с-с). А как шипит змея? (Ш-ш-ш). Уточняем артикуляцию звуков. Затем ребенок управляет шариком до картинок, называет и определяет какой звук в слове.

Мольберт может стать помощником в работе над автоматизацией звуков в чистоговорках, стихотворениях. Ребенок ведет шарик и рассказывает чистоговорки. Для усложнения можно включить музыку и пропевать чистоговорки, песни.

При обучении грамоты можно предложить игру «Собери буквы», «Найди нужную букву» и т.д.

Координационный мольберт можно использовать и для развития лексико - грамматического строя речи, связной речи.

 

                   Практическая деятельность с аудиторией

Теперь я вам предлагаю попробовать выполнить задания на координационном мольберте. Сначала просто доведите шарик до нужной прорези. Усложняем задание: доведите шарик и произнесите чистоговорку: Са-са-са – хитрая лиса.

Также для работы над стимуляцией мозжечка мы применяем специально разработанное устройство (СЛАЙД 8) - балансирующая доска «Баламетрикс». Существуют различные балансировочные доски: доска Бильгаусо специально подобранным материалом; пластиковые и деревянные доски-лабиринты.

(СЛАЙД 9)

В нашем центре это доска на круглой основе, напоминающая конструкцию детской качалки с желобами в виде лабиринта и мячиком. 

Занятия напоминают особую лечебную физкультуру. Она включает упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации.

(СЛАЙД 10)

Сначала ребенку можно предложить взять руками доску. Покатать на полу руками. Далее катать мяч по доске левой, правой, двумя руками, проговаривая:

Катись мой мяч,

Катись ко мне,

Смотри не прозевай!

Лови его, держи его

И снова мне катай!

Затем взять руками доску и направлять шарик по лабиринту. После того, как ребенок научиться работать с доской, можно применять любые речевые игры и задания под музыку и без.

(СЛАЙД 13)

Ребенок, в положении сидя «по-турецки», раскачивает доску, удерживая равновесие. Упражнение «Маятник». Такое упражнение подходит для детей от 4 лет с ОВЗ. Затем можно проговаривать с движениями.

Время- времечко бежит

Деткам подрастать велит.

Маятник стучит вот так:

Тик- так, тик- так!

В положении сидя на доске можно выполнять упражнения для рук – имитация плавания, поочередно и двумя руками с речью.

Упражнения на доске на четвереньках. Ребёнок встаёт на четвереньки, опираясь коленями, ладонями на доску, поочерёдно сгибает и разгибает мышцы спины, одновременно перенося центр тяжести то на руки, то на колени и проговаривает:

Вышел котик на тропинку

На прогулку, на разминку,

Облизнул усатый ротик,

Выгнул бархатную спинку.

 (СЛАЙД 14)

Упражнения на доске стоя:

- залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон;

- раскачиваться на доске, рассказывая стихотворение« Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу..»

- вращательные движения руками;

- поднимание рук над головой, в стороны. Любые движения.

Затем мы используем разноцветные, разно весовые мешочки – от легкого к тяжелому.

(СЛАЙД 15)

Сначала ощупываем мешочек, догадываясь, что внутри.

(СЛАЙД 16)

Потом, стоя на доске, перекладываем один мешочек с руки на руку, над головой, сзади, спереди под коленями, под правым, левым коленом; подбрасываем и ловим один мешочек с хлопками; подбрасываем и ловим два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения. В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.

(СЛАЙД 17)

По такому же принципу проводим игры на доске с различными мячами (массажными, маленькими и большими).

(СЛАЙД 18)

Игра на доске в рыбалку, с ракеткой, (СЛАЙД 19) боулинг. Сначала ребенок просто выполняет упражнения. А затем под музыку, в такт.

Когда ребенок овладевает одним из видов упражнений с предметами, предлагаем игры на автоматизацию звуков, на формирование грамматически правильной речи: «Подбери признак», «Назови ласково», «Кто, где живет?», «Измени слово», «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Закончи предложение».

(СЛАЙД 20)

Применение мозжечковой стимуляции способствуют:

  • улучшению концентрации и внимания;
  • повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
  • улучшение зрительно-моторной координации;
  • развитие пространственного восприятия и воображения;
  • развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
  • развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
  • развитие восприятия устной и письменной речи;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие математических и логических способностей;
  • развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
  • гармонизация эмоционально-волевой сферы;
  • нормализации поведения.

 

 

Практическая деятельность с аудиторией

Теперь я вам предлагаю попробовать выполнить задания на балансировочной доске «Баламетрикс». Встаньте на доску и доведите шарик по лабиринту. Усложняем задание: балансируя на доске, придумайте слова со звукомС и ловите мяч.

Таким образом, инновационные технологии могут стать серьезным подспорьем в логопедической практике, у детей будет наблюдаться положительная динамика в развитии речевых способностей.

(СЛАЙД 21)

Спасибо за внимание!

 

Автор: Super User   |   Обновлено 15.03.2018 11:52
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff