Становление категории количества в речи детей
  Печать E-mail  
 
Июль
7
2017

Подготовила: Быкова С.В.

учитель-логопед высшей категории

МБДОУ №141                   

 

Эта статья посвящена поиску подходов к изучению  становления категории количества у ребенка.

 Прежде всего, нужно определить, что представляет собой категория количества. Целесообразно различать  категории качества и категории числа. Это обусловлено тем, что в работах, посвященных становлению рассматриваемой категории, границы между понятиями  количества и числа размыты, и в этом заключается причина многочисленных упущений. В основном исследователи нацелены на изучение либо становления морфологической категории числа, либо понимания математического числа ребенком, что не дает целостного представления о становлении категории количества в процессе когнитивно – языкового развития ребенка.

 Исходя из того, что число как философская и математическая категория является способом выражения точного количества и имеет аналог в  языке в виде имени числительного.

Необходимо также помнить, что в языке есть две категории числа: морфологическая и имя числительное. А.А. Реформатский писал: “Число в языке как факт грамматики языка принципиально не то, что представляет собою число в математике и философии”.

Исследования по проблеме становления категории количества немногочисленны. Во-первых, это работа швейцарского психолога и математика Жана Пиаже.

Во-вторых, эта работы, центральной проблемой которых является становление не собственно категории количества, а морфологической категории числа (статья Н.И. Лепской, С.Н. Цейтлин). Например, рассматриваются ненормативные нормы множественного числа, которые образует ребенок.  На наш взгляд, к ним не следует относиться как  к “отклонению от нормы” или “ окказиональным формам”: все так называемые “нарушения” (типа “качеля  сломалась”, ”малины” и т.п.) обусловлены характером языковой системы ребенка, сложившейся к данному моменту, и образуются по определенным схемам, основанным на аналогии.

Кроме того, ребенок начинает совершать свои первые количественные операции гораздо раньше, чем  у него начинается формироваться морфологическая категория числа.

 

Подробнее

Исследуя становления категории количества, необходимо обратить этот  на факт особенно пристальное внимание, начиная наблюдения за детьми с самого раннего возраста. На начальных стадиях, когда еще нельзя говорить  о становлении категории количества, она является для ребенка нерасчлененной и включает в себя меру, величину, объем и т.п. (“хочу еще”, ”хочу еще больше” и т.п.) Кроме того, дети широко используют жесты. На ранних стадиях развития ребенка количество является для него просто некоторым признаком, свойственным предмету. Ребенок еще не соотносит форму выражения количества с ее значением; отсюда несоответствия в речи ребенка:

 - Сколько тебе лет?

 - Два (года; на пальцах показывает любое число от 1 до 5).

Большой интерес представляет стадия, на которой ребенок следующим образом начинает считать и употреблять первые названия чисел (которые еще нельзя назвать числительными): “книжка – три”; “конфета – два”; “стол – много”.

Такое явление отражает определенный уровень развития синтаксической структуры в языковой системе ребенка. “Два”, “ Три” и другие числа выполняют в данном случае функцию предиката. Это объясняется тем,  что признаки “количественность” и “ предметность” приписываются предметам изолированно.

Потом следует стадия счетного количества. На этом этапе вступает в силу морфологическая категория числа, ребенок начинает выстраивать парадигму форм числа, хотя и делает многочисленные ошибки в согласовании (в употреблении форм не только числа, но и падежа: “четыре книжек” и т.п.). Тогда же  в речи детей можно наблюдать явление, которое исследователи называют “гиперкоррекцией” : усвоив какую-либо часть системы образования многочисленного числа, ребенок начинает по готовым моделям строить новые формы (этим объясняются образования типа “молоко - молоки”, “города - городы”, “огурцы- огурецы” и т.п.).

Подобные факты свидетельствуют о начале формирования у ребенка парадигмы языковой категории числа. Примеры, которые рассматриваются исследователями как ошибки, являются свидетельством глобальности и унифицированности возникающей у ребенка системы, которая впоследствии будет корректироваться в соответствии с языковой системой социума.

Когда ребенок начинает считать, в его речи фигурирует так называемое “предельное число”, т.е. число, которое означает для ребенка” “много”, “большое количество”. Интересно, что количественность рассматривается ребенком относительно других признаков. Приведем в пример диалог с девочкой в возрасте 3 лет 11 месяцев:

Оля: “Надо положить мне девять конфет”.

Взрослый: “А девять – это много или мало?”

Оля: (подумав) “Ну, это смотря для кого. Для муравья, конечно много. А для меня нормально”

На поздних стадиях развития ребенка формируются числительные как грамматическая категория. В этот период, по-видимому, формируется представление о том, что число обладает свойством “инвариантности”, т.е. не зависит от размещения составляющих его единиц, и выполняет функции выражения точного количества.

В заключение следует отметить те основные моменты, которые надо учитывать при исследовании становления категории количества у ребенка:

  1. Начальный возрастной уровень информантов должен быть снижен до 1,5 – 2 лет, т.е. проводит работу с ребенком нужно с того момента, когда он пытается совершать первые операции с предметами.

  2. Необходимо иметь в виду, что морфологическая категория числа – далеко не единственный способ выражения категории количества; о сформированности этой категории свидетельствует не только образование  правильных форм, но и нормативное согласование.

  3. Нужно учитывать, что на ранних стадиях развития ребенок “воспринимает предметы окружающего мира нерасчлененно, во всей  совокупности их свойств и признаков”

  4. Целесообразно  проводить эксперименты с одним ребенком в течение нескольких лет, чем с разновозрастными детьми в одно и то же время, т.к. одни и те же явления могут возникать у детей в разном возрасте: важна стадиальность развития.

  5. Одним из видов работы с ребенком должна быть личная беседа. По нашим наблюдениям, ребенок охотно идет на такую беседу и пытается ответить на все вопросы.

  6. Необходимо разработать комплекс игр, во время которых можно было бы выявить связи категории количества с другими логическими категориями.

  7. Наряду с развитием показателей собственно количества следует наблюдать и формирование  так называемых  счетных слов типа “десяток”, “пара”, “дюжина”, “масса” и т.п., которое объединяют в себе категории предметности и количества.

8. Развитие категории числительного у ребенка во многом отражает развитие этой категории в языке: множественность форм, разнообразие типов склонения свидетельствуют (по замечанию В.В. Виноградова) или о несформированности этой категории в языке, или о ее распаде.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1.            Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

2.            Ленская Н. И. Категория количества: ее формирование в онтогенезе и филогенезе// Структуры языкового сознания. – М., 1990.

3.            Лингвистика и поэтика. - М., 1987.

4.            Плаже Ж. Генезис числа у ребенка// Плаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

5.            Реформатский А.А. Число и грамматика //Реформатский А.А.

 

 

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 07.07.2017 17:21
 
 
 
Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
  Печать E-mail  
 
Июль
7
2017

Подготовила: Быкова С.В.

учитель-логопед высшей категории

МБДОУ №141                      

 

Тема исследования актуальна, так как в речи сегодняшних дошкольников существует множество проблем – односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить предложение; бедность речи; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи т.д.; плохая дикция.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, нам пришлось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе.

 

 Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с патологией характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

 

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

 

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

Новизна.

Развитие связной речи детей с нарушениями – в комплексном представлении фактов, на которых будут построены знания. Именно таков характер мнемотехники, в которой сочетается закодированная и обучающая, и развивающая информация разного уровня сложности по конкретной изучаемой теме.

Главное.

Разработанные нами мнемотаблицы помогают детям на логопедических занятиях выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.

 

Подробнее

Отличительные особенности нашей работы:

четкое теоретическое и экспериментальное обоснование; приемы запоминания индивидуализированы; широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание и развитие речи дошкольников.

 

Мнемотехника помогает развивать у детей только связную речь, но и ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

 

Содержание наших мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи дошкольников. Я их использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов.

Результативность.

На основании результатов диагностики можно сделать вывод, что использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников очень эффективно.

При составлении описаний, рассказов по серии сюжетных картин рассказы детей были содержательны; композиции их высказываний состояли из трех структурных частей (начало, середины, конца); наблюдалась грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях; разнообразные способы связей между предложениями; дети при рассказывании использовали разнообразные лексические средства (разные части речи, образные слова – определения, сравнения, синонимы, антонимы); их речь имела звуковое оформление – плавность, интонационную выразительность, умеренный темп).

 

С помощью мнемотаблиц дети получают знания о мире природы, развивают логическое и образное мышление, совершенствуют устную речь в ходе рассказов по теме и при составлении собственных, у них появляется интерес к заучиванию стихов.

 

Включение в работу над развитием связной речи мнемотехники – это увлекательная и доступная форма работы с детьми; чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

Наглядное моделирование учит дошкольников:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- развиваются неречевые процессы: внимание, память, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

 

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 07.07.2017 17:20
 
 
 
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
  Печать E-mail  
 
Июль
7
2017

Подготовила: Нестерова О.В. 

учитель-логопед

1 квалификационной категории

МБДОУ № 171

                              

Еще недавно это казалось фантастикой: в специально оборудованном помещении дошкольного  учреждения вместо  обычной доски висит большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, передающий на доску изображения с помощью проектора.

Сегодня это реальность!!

Многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет показывать слайды, видео, рисовать, чертить схемы, как на обычной доске, а дошкольникам это чудо было не досягаемо. И вот несколько ДОУ по нашему городу получило такую возможность, в том числе и наш детский сад.  Было получено на детский сад мультимедийное оборудование : ноутбук, проектор, интерактивная  доска и интерактивный стол (для подгрупповой работы).

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 08.07.2017 11:24
 
 
 
Методические рекомендации для логопедов и воспитателей по развитию связной речи у детей с ОВЗ (ОНР)
  Печать E-mail  
 
Июль
7
2017

Подготовила: Быкова С.В.

учитель-логопед высшей категории

МБДОУ №141

                         

1. Общие основы формирования связной речи детей с ОНР

     Формирование связной речи детей с ОНР в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Мы предлагаем формирование связной речи в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде (апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей.

      Исходя из этого, учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

      Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи. Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.

 

Скачать metod-rek-po-svyaznoy-rechi.doc [131,5 Kb] (cкачиваний: 176)

 

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 07.07.2017 17:20
 
 
 
Семинар – практикум для родителей по теме: «Играем с пальчиками – развиваем речь»
  Печать E-mail  
 
Июль
7
2017

Подготовили:

Нестерова О.В. 

учитель-логопед

1 квалификационной категории

Ситникова Е.В.

педагог-психолог

1 квалификационной категории

                                        

МБДОУ № 171

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В.Сухомлинский

 

 

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Задачи:

       - стремиться установить доверительные отношения с родителями;

-  формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;

- способствовать сплочению родительского коллектива;

        -  активизировать творческий потенциал родителей;

- сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;

- упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

 

Подготовительная работа:

1.      Фотосессия (на фотографиях запечатлены дети в процессе выполнения различных  упражнений).

2.      Объявление (Приглашение на собрание) о предстоящем собрании

3.      Подготовка презентации.

4.      Составление буклета «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка» (игровые упражнения для развития мелкой моторики в домашних условиях).

5.      Составление анкеты для родителей

6.    Проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме.

7.    Анализ анкет и бесед с родителями.

8.    Подбор пособий, игр, методической литературы по теме.

9.    Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.

 

Оборудование:

  • мультимедийная установка для показа слайдов;
  • презентация;
  • музыкальное оформление;
  • анкеты для родителей

Участники: учитель-логопед, педагог-психолог,  родители.

Форма проведения:  игровой тренинг.

 

 

 

 

Скачать семинар  -seminar-praktikum-melkaya-motorika-1-kopiya.doc [96,5 Kb] (cкачиваний: 47)

 

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 07.07.2017 17:19
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff