Часть IV. Пальчиковая гимнастика для детей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи
  Печать E-mail  
 
Июнь
30
2017

Подготовила: Нестерова О.В.

учитель-логопед 1 категории

МБДОУ №171                    

 

 

Развитие графических навыков у детей 5-6 лет 

 

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
Вашему ребенку 5 лет. Скоро он отправится в школу. Для того, чтобы продолжить подготовку его руки к письму, предлагаю задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к занятиям, ознакомьтесь с методическими рекомендациями:

 

  • на первом занятии научите ребенка ориентироваться в тетради (тетрадь с крупной клеткой), ребенок должен показывать правый верхний и правый нижний углы, левый верхний и левый нижний углы, середину тетради в крупную клетку
  • фломастер можно применять только на первых занятиях, а затем - только ручку;
  • расстояние между строчками при письме должно быть равно двум клеточкам, а между элементами оно может быть разным; 
  • количество заполняемых строчек зависит от возможностей детей; 
  • образец следует давать в тетрадях, объяснять детально;
  • сначала ребенок должен пальцем воспроизвести рисунок на столе, после чего обратным концом ручки обвести образец в тетради.


Эти задания помогут научить ребенка:

  •  ориентироваться в тетради в крупную клетку;
  •  рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них;
  •  рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать;
  • рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

 

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов

Категория: Игры для детей

Подготовила: Кихта Е.Г.

учитель-логопед I категории

МБДОУ №201

 

Уважаемые родители! С целью уточнения понимания предлогов в речи ребенка рекомендуем вам для домашних игр  такие задания:

 

1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане?, Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребенок должен показать соответствующую картинку.

2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями взрослого. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: «Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал», «Положи ручку на книгу, в книгу, под книгу», «достань игрушку из шкафа, из-под шкафа» и т.д.

3. Упражнение на дифференциацию предлогов ( В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА). На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой коробки. По просьбе взрослого ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый:»Возьми, карандаш, который лежит В коробке (на коробке, около)».

4. Игра «Правильно подними карточку».

Взрослый называет словосочетания с предлогами (напр.,с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Ребенок поднимает карточку с соответствующей схемой предлога.

 

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения:

1. Игра «Маленькое слово».

Цель: дать ребенку понятие о значении предлога (например, НА) в речи.

Взрослый дает ребенку задание: « Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи кубик...стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Догадайся, какое слово я потеряла». - «НА».

2. Игра «Куда села муха?»

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА.

Взрослый держит в руке игрушку-муху или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос:»Куда села муха?».

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.

3. Игра «Посмотри и назови».

Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.

Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы ( баночку с клеем, кассету, ножницы и т. п. ) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом НА (под, за).

4. Игра «Придумай предложение».

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Взрослые предлагают ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась на большую ветку.

Птица сидит на ветке и поет и т.п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

5. Упражнение «Послушай, запомни, назови».

Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (напр., НА ).

Взрослый четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА», то есть произнести его утрированно.

На полянке возле речки загорали огуречки.

Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.

Воробей сидел на ветке у окна,

Ну а я- на табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

Воробей на крышу с ветки,

А я на пол с табуретки

Белые снежинки на веточках висели,

Белые снежинки от ветра полетели:

На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,

На высокие дома…

Значит, к нам пришла зима!

Аналогично проводится работа над другими предлогами.

6. Игра «Кто, где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В.

Ребенок подбирает пары картинок, отвечая на вопрос взрослого: «Кто где живёт?».

- Лиса живёт в норе.

- Медведь живёт в берлоге.

- Белка живет в дупле.

- Волк живет в логове.

- Собака живет в конуре.

И т.д.

7. Игра «Что в чём?» на тему «Посуда».

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

На столе выставляются картинки с изображением посуды. Взрослый задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем носят воду из колодца?

- Воду носят в ведре.

- В чем кипятят воду?

- В чем хранят сахар?

- Сахар хранят в сахарнице.

И т.д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что лежит?»

- Где лежит хлеб?

- Хлеб лежит в хлебнице.

- Где (на чём) жарится рыба?

- Рыба жарится на сковороде.

И т.д.

8. Игра «Выдели маленькое слово В».                                                                                         

Цель: учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В.

Взрослый просит ребенка отвечать целым предложением, каждый раз выделяя голосом «маленькое слово В».

- Куда пойдет мама, если: нужен врач? нужно починить обувь? нужно сжить платье? нужно купить платье? нужно купить овощи? нужно купить лекарство? болит зуб?

- Во что можно завернуть игрушку? (в газету, бумагу, материю, марлю, салфетку, и т.д.)

- Где можно мыться, купаться? (в ванне, бассейне, реке, море, озере, пруду, ручье, бане...).

9. Игра «Где что растет?»

Цель: закрепление навыка употребления существительных с предлогом.

На столе слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы и др. Логопед говорит:

- Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помоги им вернуться на свои места туда, где они растут. Где растут овощи? (Овощи растут на огороде). Картинка с овощами располагается около изображения огорода. И т.д.

Аналогичным образом проводятся игры «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

10.Игра «Котёнок Тишка».                                                                                              

Цель: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.

Взрослые рассказывают малышу о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослые просят малыша посмотреть вокруг, подумать, представить и рассказать: под что мог залезть котенок Тишка? При этом он просит «нажимать» на «маленькое слово ПОД». Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем, чтобы ребенок сам образовывал предложно-падежные конструкции. Например:

- а если это был забор? (Ответ ребенка: Тишка залезал под забор)

-в доме было крыльцо. (Ответ: Тишка залезал под крыльцо. ) и т. п.

После того как малыш правильно составит 10-12 предложений и в каждом из них выделит голосом «маленькое слово ПОД», можно повторить и заучить правило: Маленькое слово ПОД появляется тогда, когда предмет находится внизу.

11. Игра «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»

Цель: закрепление предложных конструкций.

Взрослый предлагает ребенку изображение новогодней ёлки (рис.5) и просит ответить на вопрос: «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?». Например:

- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин...)

- Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз...)

12. «Игра в поезд».

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.

На столе выставляется макет поезда. Взрослый говорит:

- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.

Взрослый показывает картинки. Ребенок придумывает предложение и помещает картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле» помещается во второй вагон, а картинка «Туфли стоят под стулом» - в третий вагон. И т.д.

13. Игра «Помоги Незнайке».                                                                                                      

Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.

Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении; затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»:

Пчела села … цветок.

Папа лежит …диване.

…грядке поспели помидоры.

Мама убирает комнату.

…подоконнике стоят красивые цветы.

Дети играли… поляне.

…окном растет куст сирени.

Ласточки свили гнездо…крышей.

Мама хранила стиральный порошок… мойкой.

Пластмассовый таз стоял…ванной.

Алеша увидел …креслом большого паука.

Катя держит букет. и т.п.

Включение в упражнение «провокационных» заданий мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес. Аналогично отрабатываются другие предлоги.

14. Определить, применительно к каким предметам используются слова.

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.

Предлагаются вопросы «у кого?, у чего?».

Ручка - у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

Язычок - у человека, у ботинка;

Ножка - у стула, у ребенка, у гриба.

15. Игра «Отгадай загадки».

Цель: закрепление конструкций родительного падежа существительных с предлогом У).

Ребенку необходимо ответить на вопросы логопеда полным предложением. Вопросы можно задавать в зависимости от лексической темы. Например:

- У кого рога?

- У кого мягкие лапки?

- У кого вымя?

- У чего ножки?

- У чего колёса?

И т.д.

16.Игра «Кто у кого?»

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У).

На фланелеграфе картинки с изображением животных и их детёнышей. Взрослый предлагает детям найти и назвать детёнышей животных и их мам, ответить на вопрос «кто у кого?»

17. Игра «Что с чем?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

1 вариант: Ребенку предлагаются картинки, например: корова с теленком, чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком. Взрослый предлагает детям назвать, что с чем изображено на картинке.

2 вариант: Ребенку предлагается ответить на вопросы взрослого полным предложением, выделяя голосом предлог С.

- С чем ведро, если в нём...(вода, молоко, бельё, бумага, снег...)?

- С чем кастрюля, если в ней...(суп, борщ, картошка...)?

- С чем банка, если в ней...(капуста, варенье, мёд, мука...)?

18. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С

У ребенка игрушечные корзинки, ящички, муляжи фруктов и овощей, Ребенок отвечает.

- Куда мы положили фрукты?

- В корзинку.

- А куда мы положили овощи?

- В ящик.

- Саша, с чем у тебя ящик?

- У меня ящик с капустой.

- Оля, а у тебя с чем корзина?

- У меня корзина с яблоками.

И т.д.

Аналогичное задание по картинкам, например: блюдце с пирожками, пенал с карандашами и т.д.

19.Игра «Составь предложение».                                                                                  

 Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных разрозненных слов.

Составить предложение из заданных слов.

Например:

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

И т.д.

20. Игра «Приглашение к чаю».

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С

Взрослый говорит: - Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни-Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Ребенок отвечает:

- Мишка любит чай с мёдом.

- Винни-Пух - с вареньем.

- Зайчик - с булочкой.

- Лисичка - с печеньем.

И т.д.

Затем Взрослый спрашивает: «А с чем вы любите пить чай?».

21. Игра «Живой уголок».                                                                                                

Цель: учить детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом ЗА.

Взрослый показывает детям картинку и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Взрослый напоминает детям, что за всеми животными нужно ухаживать, и рассказывает, как это делается. Затем спрашивает детей:

- За кем ухаживали ребята в живом уголке?

Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончания существительных в творительном падеже, а также предлог ЗА.

22. Игра «Найди такое дерево».

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами С, У.

1 вариант: Взрослый показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Ребенок говорит: «С березы», «с клена» и т. д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево по картинке.

2 вариант ( для проведения на улице): логопед раздает детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руке, и назвать его: «Такие же листья у березы, у клена» и т. д.

23. « Игра в неделю».

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одно из дней недели. Взрослый предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем логопед задает, например такие вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?

Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.

24. Игра «Какое это блюдо?»

Цель: закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ, закрепление образования относительных прилагательных).

Ребенок отвечает на вопрос л взрослого полным предложением, выделяя голосом предлог ИЗ.

- Какая каша из... (манки, пшена...)? - Из манки каша манная.

- Какой суп из...(фасоли, гороха, свеклы, грибов, овощей)? - Из фосоли суп фасолевый.

- Какое варенье из...(малины, вишни, яблок...)

- Какой сок из...(моркови, груши, апельсина)?

И т.д.

Возможен и такой вариант вопросов: «Из чего делают...(напр., апельсиновый сок)?

25. Игра «Что без чего?»

Цель: закрепление конструкции родительного падежа существительных с предлогом БЕЗ).

На столе картинки с изображением предметов, которые надо починить. Взрослый задает вопрос: «Что без чего?»

- Стул без ножки.

- Стул без спинки.

- Кастрюля без ручки.

- Платье без рукава.

- Кофта без пуговиц.

- Ботинки без шнурков.

- Машина без колеса.

- Шуба без воротника.

- Чайник без носика.

- Расческа без зубчиков.

- Грузовик без фары.

И т.д.

Ребенок отвечает на вопрос взрослого выделяя голосом предлог БЕЗ.

26. Игра «Составь предложение».                                                                                                        

Цель: учить правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку фермерского хозяйства, перечислить предметы и животных и рассказать, о ком и о чем заботятся люди на ферме. Упражнение считается выполненным, когда Ребенок составят предложения обо всех объектах на картинке без ошибок.

27. Игра «Где мы были, что видели?»

Цель: закрепление употребления предлогов (В, НА, ПОД, У и др.)

В процессе игры используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк».логопед обращается к детям с вопросами:»Где ты был? Что видел?»

Примерные ответы:

- Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков...

- Я был в зоопарке. Видел тигра, волка, обезьян...

28. Игра «Сделай, не ошибись».

Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.

Взрослый предлагает Ребенку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.)

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку?

- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

- Положи эту вещь между двумя другими предметами. Где она?

- Положи эту вещь выше (ниже) другого предмета. Где она?

- Положи эту вещь правее (левее) другого предмета. Где она?

- Встань так, чтобы дверь была слева (справа, сзади) тебя, перед тобой. Где дверь?

29. Игра с мячом «Добавь слова».

Цель: закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.

Взрослый начинает предложение и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

- Стол стоит....

- Полочка с цветами висит....

- Мишка сидит....

- Кукла лежит....

- Дверь находится....

30. Игра «Умей найти своё место».

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Взрослый предлагает Ребенку быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т.д.) Затем Взрослый просит ребенка ответить на вопрос:» За кем ты стоишь (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого)?»

31. Игра «Расположи красиво мебель в нашей комнате» на тему «Мебель».

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

1 вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Взрослый задает вопросы о расположении в ней различных предметов (мебели) и просит ребенка в ответах использовать слова СПРАВА, СЛЕВА, СПЕРЕДИ, ПОЗАДИ, НА, ОКОЛО и др. Затем Ребенок расставляет игрушечную мебель также, как на картинке. При этом он комментирует свои действия: «Поставим стул слева от стола « и т.д.

2 вариант. Ребенок самостоятельно располагает игрушечную мебель в комнате. При этом Взрослый задает вопросы типа: »Где находится шкаф по отношению к столу?», «Где расположена кровать по отношению к шкафу?» и т.д.

32. Игра «Солнечный зайчик».

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

Оборудование: зеркальце.

Взрослый показывает Ребенку солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Взрослый говорит Ребенку: «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался». Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»

33. Игра «Села птичка на окошко».

Цель: учить детей пользоваться предлогами.

Ребенок сидит на стуле. Взрослый держит вырезанную из картона птичку у окна и произносит четверостишье:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко

Посиди, не улетай,

Улетела птичка...Ай!

Ребенок внимательно следит за птицей. Взрослый спрашивает: «Где птичка?». Ребенок отвечает полным предложением: «Птичка летает под потолком. Птичка села на полку. И т. д.

34. Игра «Скажи, куда мы положили?»

Цель: закрепление употребления в речи предлогов.

Ребенок выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушки (мелкие предметы). По сигналу ребенок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где тот находился. Играющие договариваются, что будут в начале подсказывать, куда положили предмет, например: «мяч под...,мяч за... « и т. д.

35. Игра «Юный архитектор».

Цель: Закрепление навыка правильного употребления предлогов в речи.

В процессе игры используется макет улицы с поворотами, а также картинки или бумажные макеты с изображениями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной доске. Взрослый говорит:

- Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а ты моим помощником. Мы должны разработать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площадка, сквер. По этой улице пойдут автобусы, легковые машины, грузовики. На столе ты видишь дорогу. Слева - начало улицы, справа - её конец. И так, начнем планировать. Маленький дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. ( ребенок располагает его на макете). А где ты вы хотел расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги в конце улицы). В наших домах живет много детей. Что нужно для них? (Детский сад и школа). Построим школу слева от дороги в начале улицы, а между школой и высоким домом - детский сад. (Ребенок выполняет инструкцию на макете). Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку.... А где мы сделаем сквер? (между детским садом и школой). А что ещё можно разместить справа от дороги? (кинотеатр, магазин).

Итак, что мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между детским садом и высоким домом?

Уместно будет задать также вопросы о местонахождении различных объектов на данном макете.

- А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Ребенок размещает картинку или макет автобуса). Такси движется налево от нас, а грузовик едет впереди автобуса.

Итак, куда едут грузовик, автобус, такси?

36. Игра «Машина едет по дороге».

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Ребенку предлагается макет дороги, по которой «поедет» машина. С одной стороны дороги - гараж, с другой - магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.

Игра может проводиться в нескольких вариантах.

1 вариант: Взрослый дает инструкцию, например:

«Машина объехала вокруг красного дома». Дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.

2 вариант: Взрослый помещает машину на макете в определенное место. Ребенок определяет, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

3 вариант: В процессе игры Ребенок находит соответствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем он воспроизводит рассказ о движении машины только на основании схем предлогов.

37.Игра «Угадай, что изменилось?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

Взрослый говорит Ребенку, что он должен определить изменения в расположении игрушек, размещенных на столе. Важно, чтобы он предварительно внимательно посмотрел, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь- под столом ; домик стоял посреди стола, а теперь - под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить. Можно играть без предметов. Ребенок будет менять свои места в комнате.

38. Упражнение в падежном и предложном согласовании.

Изменить заданное слово в контексте предложения.

Например: В доме большое окно.

Я подошел к чему?... (к большому окну).

Я мечтаю о чем?... (о большом окне).

У меня растут цветы под чем?... (под большим окном).

И т.д.

39. Игра «Исправь ошибки».

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Взрослый говорит:

- «Жил человек «рассеянный на улице Бассейной...». Кто написал про этого рассеянного человека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помоги ему правильно прочитать и понять предложения. Вот как он прочитал:

- Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.

- На столе сапожки, под столом лепёшки. А как надо сказать?

- Овечки в речке, караси у речки». А как правильно?

- Под столом портрет, над столом табурет.

И т.д.

40. Игра «Подскажи словечко».

Цель: закрепление понимания и употребления предлогов.

Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предмет и слово-помощник. Ребенок, возвращая мяч, называет предложение. Например:

- Девочка, на ----------- Девочка сидит на стуле.

- Веник, под -----------

- Коврик, под -----------

- Посуда, на -----------

И т.д.

41. Игра «Дополни».

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами В, НА, С, ИЗ, ПОД, и различать их.

Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра).

Ребенок сначала называет предметы. Взрослый расставляет их на столе: посередине избушка, перед ней - садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а Ребенок при этом договаривает предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку ( под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула ( за кем?) за птичкой ( куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полетела за ней, но птичка улетела. Вышла ( откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась ( на кого?) на кошку, прогнала ее ( куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать «.

42. Упражнение «Составь предложение».

Цель: закрепление конструкций с различными предлогами.

Взрослый произносит набор слов в начальной форме и просит ребенка составить предложение. Например:

- Картошка, расти, огород, в.

- Клубника, тарелка, лежать, на.

- Яблоко, лежать, яблоня, под.

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 10.01.2019 17:28
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff