Часть III. Пальчиковая гимнастика для детей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи
  Печать E-mail  
 
Июнь
30
2017

Подготовила: Нестерова О.В.

учитель-логопед 1 категории

МБДОУ №171                       


Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет 


Дорогие читатели! В этой статье я хочу предложить вашему вниманию упражнения на развитие мелкой моторики детей 3-5 лет.

В этом возрасте вы также продолжаете выполнять гимнастику для пальчиков ежедневно, но увеличиваете время до 10 минут. Занятия начинаете с массажа, но массаж дети делают самостоятельно - ребёнок вполне с этим справится. Для самомассажа рекомендую выполнять следующие упражнения: 

"ГНОМИКИ-ПРАЧКИ"
Жили-были в домике
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики: 
Токи, Пики, Лики, 
Чикки, Микки.

(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)
Раз, два, три, четыре, пять, 
(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)
Стали гномики стирать
(трут кулачками друг о друга)
Токи - рубашки, 
Пики - платочки, 
Лики - штанишки, 
Чикки - носочки, 

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)
Микки умница был, 
Всем водичку носил.


"ПОМОЩНИКИ"
Раз, два, три, четыре
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Мы посуду перемыли.
(трут одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.

(загибают пальчики, начиная с большого пальчика)
Мы посуду перемыли,
(опять трут одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили,
(загибают пальчики, начиная с мизинца)
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился, 
Ложку мы чуть-чуть сломали. 
Так мы маме помогали.

(сжимают и разжимают кулачки)

 

 

"ВАРИМ КОМПОТ"
Будем мы варить компот, 
Фруктов нужно много. Вот: 

(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают"
Будем яблоки крошить, 
Грушу будем мы рубить. 
Отожмём лимонный сок, 

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
Слив положим и песок. 
Варим, варим мы компот. 
Угостим честной народ.

(опять" варят" и "мешают")

После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков. 

"ЗДРАВСТВУЙ"
Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
Здравствуй, вольный ветерок! 
Здравствуй, маленький дубок! 
Мы живем в одном краю - 
Всех я вас приветствую!

(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

"МИЗИНЧИК"
Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет. 
Безымянный не поймет: 
Что всё это значит? 
Средний пальчик очень важный, 
Не желает слушать. 
Указательный спросил: 
- Может, хочешь кушать? 
А большой бежит за рисом, 
Тащит рису ложку, 
Говорит: - Не надо плакать, 
На, поешь немножко!

(кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

"ЦВЕТОК"
Набухай скорей, бутон, 
Распусти цветок - пион!

(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые - получается "бутон"; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый "цветок") 

"БАБОЧКА"
(народная потешка) 
Бабочка-коробочка, 
Улетай под облачко. 
Там твои детки 
На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

"ПТИЧКИ"
Птички прилетали, 
Крыльями махали. 
Сели. Посидели. 
И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

"ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ"
Улетела птица- мать 
Малышам жучков искать. 
Ждут малютки-птицы 
Мамины гостинцы.

(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)

"КРЮЧОЧКИ"
Крепко держатся дружочки, 
Не разжать нам их крючочки.

(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)

"ЛАДОНЬ-КУЛАК"
Хочешь? Тоже делай так: 
То ладонь, а то - кулак.

(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция "кулак"- "кулак"}; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция "рука" - "кулак"}; для усложнения увеличить темп движения)

"КРЕСТИКИ И НОЛИКИ"
У меня на столике 
Крестики и нолики, 
Захотел Илья Пятков
Сделать их из пальчиков 
И фигурки у него 
Получаются легко. 
Захотите - научу 
Девочек и мальчиков
Делать их из пальчиков?

(кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: "крестики" - зацепить безымянный палец за мизинец (или средний - за указательный); удерживать это положение как можно дольше; "нолики" - соединить подушечками большой палец с указательным, затем - со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики.

 

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект, рекомендую вам, дорогие читатели, во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности: 
– застёгивание и растёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине); 
– всевозможные шнуровки; 
– нанизывание колец на тесьму; 
– игры с мозаикой; 
– сортировка мозаики по ячейкам; 
– игры с конструктором; 
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

 

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 10.01.2019 17:28
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff