Игровые упражнения, развивающие речевое дыхание.
  Печать E-mail  
 
Июнь
30
2017

Подготовила: Мутовина О.В.

учитель-логопед    

МБДОУ №171

 

 

Важнейшее условие правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание существенно отличается от обычного жизненного дыхания. Жизненное дыхание непроизвольно: вдох и выдох осуществляется через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.

 Речевое дыхание - во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от воли человека, от смысла и направленности высказывания. Если обращаемся к человеку, стоящему далеко от нас, то "посылая звук", соответственно удлиняем выдох и усиливаем работу голосовых связок.

Таким образом, правильное речевое дыхание (дыхание в процессе речи) и четкая и, ненапряженная артикуляция являются основой для правильной речи.

Предлагаю вашему вниманию систему упражнений , направленных на развитие речевого дыхания у детей.

При выполнении упражнений важно следить за тем, чтобы дети не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.

При выполнении упражнений важно следить за тем, чтобы дети не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.

"Пилка дров"-дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров:  руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

"Погреться на морозе" - дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

 "Надуй игрушку" - ребенку предлагается надуть резиновую надувную игрушку, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

"Листья шелестят" - предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и приклеенные к "ветке". По сигналу "Подул ветерок" ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

"Бабочки" - перед ребенком раскладывают "зеленые полянки" с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к  "полянке". Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу "красная бабочка полетела" - дети дуют на бабочек красного цвета.

"Задуть свечу" - к ребенку поднести зажженную свечу. По сигналу: "тихий ветерок" ребенок медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи откланялось, но не гасло. По сигналу: "сильный ветерок" дети стараются на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с "огоньком" из тонкой красной бумаги.

"Покатай карандаш" - ребенку предлагается вдохнуть через нос и выдыхая через рот, прокатить по столу круглый (без граней) карандаш.

"Костер" - перед ребенком кладется картина костра с полосками тонкой красной бумаги. Ребенку предлагается раздувать угасающий костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

"Чайник закипел" - у ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу "У Саши чайник закипел" ребенок дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

"Снежинка летит" - на ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу: "Снежинка летит".

"Вертушка" - ребенку предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

"Шину прокололи" - сделать легкий вдох (ощутить ладонью как "как надули воздухом шину") и, выдыхая показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком шшшшш).

"Трубач" - ребенок подносит к лицу сжатые кулачки,располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в "трубу" пф - пф - пф (как можно дольше дуть в "трубу")

"Жук"- ребенок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Затем поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - жжж. Одновременно опускать руки вниз.

"Комарик" - ребенок сидит, ногами обхватив ножки стульчика, руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону: на выдохе показать, как зудит неуловимый комарик (зззззз); быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.

"Ворона" - ребенок сидит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох и произнести: карррр!

"Дровосек" - ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы рук сцепленны "замком". Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская "топор" произнести - "ух" на длительном выдохе.

"Гуси" - ребенок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох - затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на выдох произнести: "Га". Голову держать прямо. Возвращаясь в исходное положение - вдох.

 

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Категория: Игры для детей

 

Подготовила: Мельникова Т.В.

учитель-логопед

МБДОУ №171

Цель:

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.

 

Задачи:

Активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;
обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Подробнее

Игра «увеличение - уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы) А вот как отвечали ваши дети: - Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. - Хотела бы увеличить выходные. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Усложним эту игру дополнительными вопросами: Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (Родители приводят свои ответы) А вот как отвечали ваши дети: - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы. - Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

 

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. - В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? - О чем думает ваша обувь? (Родители приводят свои ответы) А вот как отвечали ваши дети (ответы детей).

 

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли", или "Я дарю вам большую конфету, "В коробке кактус, не уколитесь".

 

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы) Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

 

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: Внешний вид. Где живет? Чем питается?

 

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

 

Игра «Опиши ситуацию»

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

 

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится. Игра «Как мне повезло». Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы. Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

 

Игра «Подбери метафору»

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, "говор волн", "холодный взгляд". Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены. Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

 

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь. "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)".

 

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы. Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д. В народе говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

 

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 10.01.2019 17:26
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff