Игры для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  Печать E-mail  
 
Июнь
30
2017

Подготовила: Нестерова О.В.

учитель-логопед 1 категории

МБДОУ №171        

 

Игровой материал выбран из книги Агранович 3.Е. "Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР".

.——СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Тема «Детский сад»

(4-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

 — совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

 — рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

 — выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Задание 2. Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).

Подробнее

Октябрь

Тема «Овощи» (1-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

-рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

 — объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

 — обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

 — по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);

 — совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:

Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Задание 4, Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): огурец — огурцы, помидор — помидоры...

Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какой на вкус?

Что из него готовят?

Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ...

Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...

Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.

Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

 

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки

Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/

 

Задание 11. Прослушать стихотворение.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)

Задание 12. Прослушать стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Ту в им)

Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?

Задание 13. Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.

 

Тема «Фрукты» (2-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

 — обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

 — по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

 — рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание 3. Отгадать загадки.

Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....

Задание 6. Подобрать родственные слова: яблоко — яблочко, яблоня, яблочный; вишня — вишенка, вишневый; смородина — смородинка, смородиновый; лимон — лимончик, лимонный.

Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.

Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две),одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.

Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — ...; варенье из груши — ...; сок из апельсина — ..., варенье из апельсина — ....

Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на ....

Задание 12. Отгадать описательную загадку.

Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).

Задание 14. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

 

Тема «Сад-огород. Ягоды» (3-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);

 — рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;

 — дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»; в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.

Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? (Калина)

Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет. (Красная и черная смородина)

На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)

Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус?

Что из нее готовят?

Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины — малиновый; сок из вишни — ...; варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).

Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника — растет в лесу.)

Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина— растет на кусте.)

Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.

Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?» Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.

Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.

Задание 10. Ответить на вопросы.

Про какой овощ можно сказать «твердый»?

Про какой фрукт можно сказать «сочный»?

Про какую ягоду можно сказать «кислая»?

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) ...; клубника (какая?) ...; помидор (какой?) — ....

Задание 12. Пересчитать предметы овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти): первое яблоко, второе яблоко ...; первый помидор, второй помидор ...; первая картошка, вторая картошка ... .

Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.

 

Тема «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы» (4-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассказать ребенку о том, какое время года наступило;

 — обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);

 — объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение;

 — во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью;

 — в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду, обувь и головные уборы.

Задание 2. Прочитать и выучить стихотворение.

Дождик, дождик — кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 3. Отгадать загадки и выучить по выбору.

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются. (Дождь)

Из-под крыши крыша под дождик вышла. (Зонт)

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежд) и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава....).

Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений). Это чья шапка? — Моя. Это чьи перчатки? — Мои. Это чей шарф? — Мой. Это чье пальто? — Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям: моя — шапка ...; мой — шарф ...; мои -сапоги ... .

Задание 7. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 8. Дидактическая игра «Один — много» (употребление множественного числа существительных): шарф -шарфы; шапка — ...; перчатка — ...; носок — ....

Задание 9. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательньных cуффиксов): шапка — шапочка; сапоги — ..., пальто — ...; куртка — ...; кепка — ... .

Задание 10. Дидактическая игра «Подбери признак».

Куртка (какая?) — красная, теплая ... .

Сапоги (какие?) — коричневые ... .

Шарф (какой?) — ....

Пальто (какое?) — ....

Задание 11. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе па прогулку.

Задание 12. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

 

Ноябрь

Тема «Домашние птицы» (1-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица — петух — цыплята, утка — селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшка — индюк — индюшата);

 — объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются;

 — закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки;

 — уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек;

 — рассказать о профессии птичницы;

 — по возможности рассмотреть этих птиц в природе.

Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

Катится бочка, нет на ней ни сучочка. (Яйцо)

Задание 3. Дидактическая игра «Угадай, кто это». Кудах-тах-тах — снеслась в кустах. (Курица) Ку-ка-ре-ку стерегу! (Петух) Пить-пить-пить — воды попить! (Цыпленок) Кря-кря — ищу червя! (Утка)

Задание 4. Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании): утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет, петух (...) — ..., курица (...) — ... .

Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имени существительного): цыпленок — цыплята, курица — курицы, индюк — ..., гусь — ..., утка — ... .

Задание 6. Дидактическая игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании).

Единственное число имен существительных: у утки — утенок, у гусыни — ..., у индюшки — ....

Множественное число имен существительных: у утки — утята, у гусыни — ..., у индюшки — ... .

Задание 7. Дидактическая игра «Кто как передвигается»: утка (что делает?) — ходит, плавает, летает; индюшка (...) — ..., курочка (...) — ... .

Задание 8. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление): у утки — гусята; у индюшки — цыплята; у курицы — утята; у гусыни — индюшата.

Задание 9. Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану: Кто это?

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детеныши?

Чем питается?

Какую пользу приносит?

Задание 10. Упражнение для пальчиков.

Утята

 

<!--[if !supportMisalignedRows]--> <!--[endif]--> <!--[if !supportMisalignedRows]--> <!--[endif]--> <!--[if !supportMisalignedRows]--> <!--[endif]--> <!--[if !supportMisalignedColumns]--> <!--[endif]-->

Первый, второй — шли утята.

Третий, четвертый — за водой.

 

 

А за ними плелся пятый, позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

а десятый испугался,

Громко-громко запищал:

«Пи-пи-пи!» -

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 11. Прослушать и выучить по выбору следующие стихотворения:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки — желтые ребятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите!».

На птичьем дворе

Наши курочки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га!

А индюк среди двора — бал-бал-бал! Балда-балда!

Наши гуленьки вверх — гру-гру-гру, гру-гру-гру!

Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет

«Ку-ка-ре-ку!» (А. Барто)

Вопрос. Кто живет на птичьем дворе?

Задание 12. Вырезать картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, составить из них картинку «Птичий двор» и вклеить ее в альбом.

 

Тема «Перелетные птицы» (2-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой;

 — рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;

 — объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;

 — по возможности во время прогулки показать детям перелетных птиц — стаю улетающих уток, гусей и т.д.;

 — обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на ее изменения.

Задание 2. Прочитать ребенку стихотворение и обсудить его.

Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно, тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

Задание 3. Выучить считалку:

Начинается считалка: на дубу — скворец и галка. Улетел домой скворец, и считалочке конец.

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.)

Задание 5. Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)

Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Лебедь, дикая утка, журавль, голубь.

Задание 7. Упражнения для пальчиков (при назывании птицы — загибать пальчики на руке).

Птичек стайка

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек — стайка.

- Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель.

Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.

Эта — зяблик, это — стриж, это — развеселый чиж.

Ну, а это — злой орлан. Птички, птички, по

домам! (Сжать пальчики в кулачки). (И. Токмакова)

Задание 8. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением перелетных птиц.

 

 

Тема «Игрушки» (3-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассмотреть с ребенком несколько игрушек;

 — определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);

 — отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);

 — провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам;

 — в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.

Задание 2. Прочитать ребенку стихотворения А. Барто «Игрушки». Заучивание стихотворений по выбору.

Задание 3. Отгадать загадку.

Его бьют, а он не плачет, упадет — поскачет. (Мяч)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию». (Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет.)

Задание 5. Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь». (Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощу­пать любую игрушку и назвать ее.)

Задание 6. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:

Что это?

Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)?

Из какого материала сделана?

Как с ней можно играть?

Задание 7. Подобрать действия к предмету: мяч — летит, прыгает, катится, скачет, падает... ; кукла — ... ; матрешка — … .

Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак»: кукла (какая?) — ... , мяч (какой?) — ....

Задание 9. Образовать признак от предмета: игрушка — игрушечный, кукла — кукольный, стол — настольный, зеркало — ... .

Задание 10. Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): мяч — мячик, кукла — ... ; мишка — ... ; матрешка — ... ; Петрушка — ... .

Задание 11. Упражнение в согласовании существительных с числительными два, две: два мяча, две куклы... (счет вести до пяти).

Задание 12. Вырезать картинки с изображением игрушек и вклеить их в альбом.

 

Тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья» (4-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассказать ребенку о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе;

 — рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;

 — вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;

 — обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице?

 — рассказать, куда и почему улетели птицы.

Задание 2. Прочитать ребенку стихотворения и обсудить их. (Заучивание стихотворения по выбору.)

Осень

Падают, падают листья — в нашем саду листопад.

Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 08.01.2019 15:03
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff