Взаимодействие детских специалистов различного профиля (ортодонт, детский стоматолог) Часть I
  Печать E-mail  
 
Июнь
3
2017

Выполнила: Полозова О.Л.

учитель - логопед высшей категории
МДОУ №199 г. Оренбург 

Взаимодействие детских специалистов различного профиля (ортодонт, детский стоматолог) 
По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей и подростков растет, в связи с чем актуальность этой проблемы принимает глобальный характер. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, логопедов и педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет выявлять и корректировать многофункциональные нарушения в самом раннем возрасте.
Являясь педагогической наукой, логопедия занимается изучением дефектов и устойчивых расстройств речи, преодолеваемых с помощью специалистов. Тесная взаимосвязь логопедии с такими медицинскими дисциплинами, как развитие челюстно-лицевого скелета, строение и функционирование органов дыхания, стоматология, оториноларингология, дает возможность эффективно проводить коррекцию речевых нарушений. 
Отсюда возникает необходимость тесного взаимодействия работы логопеда с перечисленными медицинскими работниками с целью улучшения качества оказываемой им профессиональной помощи, а также для своевременного выявления нарушений в строении артикуляционного аппарата, требующих специального медицинского вмешательства.
Правильное развитие речи возможно при нормально сформированных функциях речевых органов, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение).
Зачастую логопед является тем первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными отклонениями, поскольку нарушения функции речи, обусловленные этими проблемами, для родителей наиболее очевидный и значимый аспект задержки развития ребенка.

 

Взаимодействие детских специалистов различного профиля (ортодонт, детский стоматолог) 
По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей и подростков растет, в связи с чем актуальность этой проблемы принимает глобальный характер. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, логопедов и педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет выявлять и корректировать миофункциональные нарушения в самом раннем возрасте.
Являясь педагогической наукой, логопедия занимается изучением дефектов и устойчивых расстройств речи, преодолеваемых с помощью специалистов. Тесная взаимосвязь логопедии с такими медицинскими дисциплинами, как развитие челюстно-лицевого скелета, строение и функционирование органов дыхания, стоматология, оториноларингология, дает возможность эффективно проводить коррекцию речевых нарушений. 
Отсюда возникает необходимость тесного взаимодействия работы логопеда с перечисленными медицинскими работниками с целью улучшения качества оказываемой им профессиональной помощи, а также для своевременного выявления нарушений в строении артикуляционного аппарата, требующих специального медицинского вмешательства.
Правильное развитие речи возможно при нормально сформированных функциях речевых органов, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение).
Зачастую логопед является тем первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными отклонениями, поскольку нарушения функции речи, обусловленные этими проблемами, для родителей наиболее очевидный и значимый аспект задержки развития ребенка.
При выявлении подобных отклонений очень важно разъяснить родителям комплексную первопричину нарушений, а не только исключительно речевую проблему, и своевременно поставить ребенку правильный диагноз, для чего может потребоваться консультация ортодонта, хирурга-стоматолога и отоларинголога.
Знание логопедом особенностей артикуляционного аппарата, в том числе роста и строения зубочелюстной системы, характерных для определенных возрастных периодов развития ребенка, помогает своевременно выявлять факторы риска возникновения аномалий прикуса и соответственно причины механической дислалии. Как правило, факторы риска формирования подобных нарушений закладываются у ребенка в самом раннем возрасте, в период так называемого молочного (или временного) прикуса и закрепляются в виде вредных привычек, дисфункций и парафункций, связанных с работой мышц приоральной области, влияние которых на формирование зубочелюстно-лицевой системы особенно значимо.
Ортодонтия изучает этиологию, патогенез, особенности и причины возникновения зубочелюстных аномалий, а также методы их диагностики и многообразные способы лечения, как механические, так и функциональные, причем последним в российской ортодонтической школе уделялось более пристальное внимание, что способствовало лучшему пониманию ортодонтом специфики работы логопеда. 
Работа в тесном контакте с ортодонтом ведет к повышению профессионального уровня логопеда и соответственно к более качественным результатам коррекции. Ведь зачастую, не подозревая, что истинная причина формирования речевых нарушений обусловлена аномалией зубочелюстной системы, логопед буквально заходит в тупик при постановке и автоматизации звуков. Такое нередко случается при механической дислалии, когда на фоне затянувшихся сроков коррекции логопед начинает менять приемы и тактику исправления дефектов речи, ошибочно подозревая стертые формы дизартрии, но это не дает результатов. Подобные ошибки могут возникнуть, например, при глубоком резцовом перекрытии – для этой патологии прикуса характерным речевым нарушением будет стигматизм шипящих звуков, поскольку при такой аномалии прикуса расстояние между твердым небом и диафрагмой (дном полости) рта недостаточно для нормальной артикуляции. 
Наиболее распространенные аномалии строения полости рта, требующие коррекции в дошкольном возрасте: аномалийное прикрепление уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченная уздечка языка нередко передается по наследству от родителей или близких родственников детей. При этом и аномалии прикуса бывают «унаследованными», когда звуки [р], [л],[с], а также шипящие при укороченной уздечке языка обычно произносятся неправильно. 
Более 75% роста и формирования челюстно-лицевых структур происходит у ребенка в возрасте от 1 года до 5 лет. Совместная работа ортодонтов, стоматологов и педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет своевременно выявлять подобные отклонения от нормы состояния здоровья детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие возникновению речевой патологии. 
Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходимы тщательный осмотр ребенка и беседа с родителями, ключевые вопросы которой освещены ниже. 
1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата, который во многом несет на себе следы влияния неблагоприятной наследственности и образа жизни родителей. По наследству могут передаваться такие особенности строения органов, как диастема, короткая уздечка языка, расщелина твердого неба, недоразвитие или чрезмерное развитие челюстей. 
2. Как протекала беременность (первая и вторая половина), были ли осложнения при родах, родился ли ребенок доношенным, какие заболевания он перенес в первый год жизни.
3. Как проводилось вскармливание, которое отражается на формировании глотательных, а затем жевательных функций. В связи с этим необходимо выяснить, до какого возраста происходило грудное вскармливание ребенка, с какого возраста он находится на искусственном вскармливании, когда перешел на кормление из ложки и чашки, с какого месяца начал принимать жесткую пищу. 
4. Неровные зубы у ребенка, как правило, не результат наследственности, так как примерно в 80% случаев эта проблема связана с дисфункциями и приобретенными вредными привычками. 
К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся: сосание пальцев, языка, различных предметов, прикусывание губ и щек, привычка к ротовому дыханию, прокладывание языка между зубами при глотании и речи, неправильная речевая артикуляция, а также неправильные позотонические рефлексы – нарушение осанки, подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна. Результатом подобных привычек являются недоразвитие нижней челюсти, сужение и деформация зубных дуг, открытый прикус и т.д.
Предотвращение и устранение вредных привычек – важное звено в профилактике как зубочелюстных аномалий, так и речевых нарушений. Если вредная привычка уже сформировалась, родителям, педагогам и логопедам следует бороться именно с привычкой, а не с ребенком. Для борьбы с вредными привычками сегодня предлагаются простые и эффективные средства профилактики – стандартные вестибулярные пластинки, которые поможет подобрать ортодонт или детский стоматолог. 
Функция дыхания очень важна в формировании зубочелюстно-лицевой системы. Под воздействием ротового дыхания и избыточного давления щечных мышц видоизменяется и форма верхней челюсти – она сужается в боковых участках. Одновременно с сужением челюсти изменяется и форма носовых ходов, носовая перегородка искривляется, что соответственно ведет к изменению тембра голоса. Дыхательная функция нарушается и при аденоидных разрастаниях. Закрепившийся ротовой тип дыхания приводит к тяжким последствиям: формируется аденоидный тип развития лицевых структур, характерный удлинением нижней трети лица, возникают недоразвитие гайморовых пазух, упрощение подглазничной области, слабость круговой мышцы рта, затрудненное смыкание губ, формируются узкие ноздри и широкая переносица. Из-за низкого положения языка при ротовом дыхании, смещении его назад и вниз ослабляется диафрагма полости рта и, как следствие, нарушается артикуляция. В результате, как правило, развивается ринолалия, и поход к логопеду неизбежен. 
Функции жевания у детей с нарушением нормального соотношения развития челюстей также не может протекать полноценно, что отражается на общем состоянии развития. При глубоком резцовом перекрытии ребенок не может достаточно активно разжевывать пищу, ест очень долго. Открытый прикус вынуждает его откусывать пищу клыками. То же самое происходит при раннем удалении центральных резцов (более чем за год до их естественной смены), если ребенку при этом не проводится замещающее протезирование. В результате у таких детей возникают изменения в строении зубочелюстной системы, ведущие к нарушениям артикуляции.
Функциональные нарушения речевой деятельности обусловливаются также неправильным прикреплением уздечки языка, которое может быть выявлено уже в первые дни жизни ребенка. Эта патология проявляется в затруднении или даже невозможности производить полноценные сосательные движения в результате ограниченной подвижности языка. Такая проблема решается только хирургическим путем, причем желательно до первого кормления, в крайнем случае, до трехмесячного возраста ребенка. 
Рассмотрим основные типы аномалий прикуса: открытый (вертикальная дизокклюзия); дистальный (недоразвитие нижней челюсти ); перекрестный (со смещением влево или вправо); мезиальный (прогения). Долгое время считалось, что молочные зубы – непонятный каприз природы. Родители зачастую не уделяют им большого внимания, считая, что лечить молочные зубы не обязательно: все равно они ненадолго. Но за свой короткий срок они собирают массу информации для постоянных зубов, обеспечивают место для их правильного прорезывания. Важно знать, что при удалении или потере молочного зуба более чем за год до прорезывания постоянного необходимо направить ребенка на замещающее протезирование, чтобы избежать сужения и деформации зубных рядов, которые могут отрицательно сказываться на артикуляции. 
Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребенка позволят ему своевременно выявлять дефекты в ее строении. Отсутствие у ребенка выраженных отклонений от нормы в строении артикуляционного аппарата полностью исключает диагноз механической дислалии. По-видимому, дефективное произношение звуков происходит по какой-либо другой причине. Но чтобы не допустить ошибки, важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретно выявленной анатомии в строении артикуляционного аппарата. 
Современные стандартные средства для миофункциональной коррекции в речевой терапии
Для коррекции открытого прикуса детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса приоральной области. Кроме того, рекомендуется применять вестибулярные пластинки специальных модификаций: с проволочной заслонкой – для правильного позиционирования языка, с бусинкой – для разминки языка перед проведением специализированных упражнений. Эти модели пластинок позволяют логопеду в процессе работы с ребенком эффективно и быстро поставить многие сложные звуки. 
Вестибулярные пластинки и трейнеры – стандартные аппараты, использование которых не требуют снятия слепков и индивидуального изготовления, что позволяет наиболее простым и эффективным способом корректировать миофункциональные нарушения, вредные привычки и аномалии прикуса еще в дошкольном возрасте. Аппараты не требуют постоянного ношения – достаточно 20-30 мин тренировки с ними дома под контролем родителей, чтобы значительно повысить эффективность речевой терапии при занятиях с логопедом. Кроме того, не проведя предварительной (или параллельной) коррекции при недоразвитии нижней челюсти или формировании открытого прикуса, как правило, невозможно рассчитывать на эффективные результаты речевой терапии.
Вестибулярные пластинки позволяют:
- перевести ротовое дыхание ребенка в носовое;
- стимулировать тонус круговой мышцы рта и нормализовать смыкание губ;
- способствовать процессу естественной саморегуляции в организме благодаря нормализации функции мышц челюстно-лицевой области;
- устранить инфантильный тип глотания;
- скорректировать недоразвитие нижней челюсти, нормализуя ее положение;
- корректировать дефекты речи, улучшая тонус и чувствительность языка;
- быстро избавиться от вредных привычек сосания.
Затрудненное прохождение воздуха через носовые ходы определяется как ротовое или смешанное дыхание. Ротовое относится к вредным привычкам. Ребенок должен дышать носом, но отвык от этого в силу частых простудных заболеваний.
Примеры упражнений для нормализации носового дыхания:
Упражнение 1. Ноги в стороны. Вдохнув через нос, руки поднять перед собой, затем вверх, в стороны и медленно опустить (выдох через нос). Необходимо следить, чтобы во время выполнения первой части фазы движения, дети хорошо прогибались в грудном и поясничном отделе позвоночника.
Упражнение 2. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.
Если у ребенка нет непроходимости носовых ходов, хорошие результаты дают дыхательные упражнения с использованием вестибулярной пластинки – стандартной или с козырьком (при недоразвитии нижней челюсти):
- вдох ртом, выдох носом, 
- вдох носом, выдох ртом, 
- вдох и выдох носом.
Каждое упражнение выполняется 10 раз.
При регулярной дыхательной гимнастике с использованием пластинки носовое дыхание восстанавливается: у 87% детей 3-6 лет в среднем за 3,2 мес. и 83% детей 6-12 лет – за 3, 1 мес.
Миогимнастика, стимулирующая рост нижней челюсти:
Упражнение 1. Встать у стены в положении правильной осанки. На счет 1-2-3-4 выдвинуть нижнюю челюсть вперед до режущих краев верхних фронтальных зубов и удерживать ее в таком положении в течение 10 с., затем переместить назад. Постепенно увеличивать время до 1 мин.
Упражнение 2. Отойти от стены. Голову запрокинуть назад, руки отвести за спину, ноги поставить на ширину плеч, нижнюю челюсть выдвинуть вперед и повторить упражнение 1.
Упражнение 3. Выполнять упражнение 1 с поворотом головы вправо и влево, захватывая передними зубами нижней челюсти верхнюю губу.
Упражнения для сдерживания роста нижней челюсти при прогении:
Упражнение 1. Захватить нижнюю губу верхними зубами и верхней губой и удерживать ее в таком положении 4-5 мин. Отдохнув 2-3 мин., повторить упражнение 3-4 раза.
Упражнение 2. Упражнение выполняется с деревянной палочкой в форме зубной дуги. Ширина палочки равна ширине передних центральных зубов, а толщина 3-4 мм. Ребенок должен прикусить палочку таким образом, чтобы верхние зубы выдвинулись вперед, а нижние назад. Прикусывать палочку необходимо в течение 3-4 мин.
Упражнения для коррекции перекрестного прикуса:
При неравномерности стирания молочных клыков ребенка необходимо направить к стоматологу для тщательного их пришлифования, поскольку это приводит к формированию перекрестного прикуса.
В этом случае пластинки не назначаются.
Упражнение 1. Открыть рот на счет 1-2-3-4, затем медленно его закрыть, перемещая нижнюю челюсть в противоположную сторону от неправильного положения зубов и удерживать ее в этом положении 5с, затем 10, 20 и так до 60с.
Упражнение 2. Выполнять упражнение 1 с применением усилия руки, направленного на сдвиг нижней челюсти в сторону (очень аккуратно).
Продолжительность курса лечения от 3 до 8 мес.
Т.О. эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда, его взаимодействия с сопряженными специалистами. Прежде чем начать работу с ребенком, имеющим речевые нарушения, логопеду необходимо иметь заключение от таких специалистов, как хирург-стоматолог, ортодонт. 
 

 

Огромного Вам успеха коллеги.


Используемая литература:
1.Сатыго Е.А. Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей // Логопед. 2010. №8.
2.Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. М., 2009.

 

Автор: MichaelJekDI   |   Обновлено 03.06.2017 10:01
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff