Готовность к школе. Что должен знать и уметь дошкольник семи лет
  Печать E-mail  
 
Апр
6
2019

 

 

Подготовил:

учитель-логопед,

Чернова И.В.

  Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.

         Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

         Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

 

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

         Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней.

При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно.

При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластика.

 

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Полноценность владения речевыми звуками

В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

         Нарушение звукопроизносительной стороны речи может отложить свой отпечаток на навыке письма. Если ребенок искажает или заменяет какие либо звуки в устной речи (чаще всего это свистящие, шипящие, [р],[р,][л]), то есть вероятность, что в письменной речи эти звуки будут так же подвергаться замене или пропускаться.        Разумеется, не все дети с нарушением звукопроизношения имеют такие проблемы (пропуски и замены букв на письме). Если у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, то подобных сложностей не будет. Тем не менее, риск довольно велик, и к началу школьного обучения в интересах родителей позаботиться о том, чтобы будущий первоклассник чисто произносил все звуки. 

         2. Полная сформированность фонематических процессов

         К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух - умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Недостаточный уровень развития, либо нарушение в развитии фонематического слуха в устной речи проявляются в заменах одного звука на другой (например: вместо «шапка» ребенок говорит «сапка»), в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой (например: велосипедист, аквалангист и прочее). При этом следует обратить внимание, если ребенок при нормативном звукопроизношении путает звуки в устной речи, то на письме это отразиться аналогичным образом. И, разумеется, если у ребенка нарушено и звукопроизношение и фонематический слух, проблема становится еще серьезнее. Так же стоит отметить, что при закреплении подобных ошибок в письменной речи, работа усложняется и на искоренение этого дефекта понадобится гораздо больше времени.
         Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо еще научиться звуковому анализу и синтезу слов, т.е. у ребенка должна быть сформирована 
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, определять количество звуков в слове и т.д. 
         Кроме того, дети должны знать и правильно употреблять термины “Звук”, “Слог”, “Слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий; уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой. 
         Итак, если ребенок придет в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.

         3. Достаточность словарного запаса

         К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, , высоко - низко, бежать - стоять, и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки. 
Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей.
         4. Сформированность грамматического строя речи

         Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.

         К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?). А также правильно образовывать слова (варенье из сливы – сливовое, у лисы – лисята,        и       т.д).
         Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выражающимся в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу; к неадекватному использованию предлогов. Трудности в овладении навыками словообразования и словоизменения спровоцируют возникновение ошибок в тех словах, для правильности написания которых, необходимо подобрать проверочное слово.     

         5. Владение связной речью

         К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики - слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
         Итак, если ребенок допускает аграмматизмы в устной речи, это отразится и на письме. Родители будущих первоклассников должны четко осознавать, что процесс овладения письменной речью сам по себе для ребенка очень сложен, а если имеются речевые нарушения, то задача становится еще тяжелее. При возникновении дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) ребенок вынужден не только осваивать учебную программу, но и вести работу по преодолению специфических ошибок на письме.

         Поскольку чтение и письмо – это снова школьного обучения и без этого навыка не обходится практически ни один урок, дети, страдающие от дисграфии и дислексии быстро переходят в разряд неуспевающих. Кроме того, у ребенка появляется негативный настрой к учебе, естественно, низкие оценки и многочисленные ошибки заставляют школьника «опустить руки» и мешают ему поверить в собственные возможности. Для того чтобы искоренить дисграфические ошибки требуется очень много времени и сил. Таким образом, гораздо проще предотвратить это нарушение в дошкольном детстве, вовремя обратив внимания на патологии в развитии устной речи.

 

Автор: Super User   |   Обновлено 06.04.2019 06:55
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff