Рифмы-миниатюры
  Печать E-mail  
 
Нояб
28
2018

Подготовили:

Мавлекаева Р.Р. учитель-логопед

ДОО №165.

 

 

Рифмы-миниатюры для развития слухового восприятия у дошкольников.

Рекомендации для родителей

 

            Слуховое восприятие - это умение различать разнообразные звуки по их основным характеристикам: силе, громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - особенность, без которой невозможно слушать и понимать речь.

            Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается слуховое восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой - восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).

            Способность воспринимать и вслушиваться в звуки не всегда возникает сама по себе, даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать. Рифмы-миниатюры являются отличным материалом для развития у ребенка слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Стихотворная форма всегда привлекает своей живостью, ритмичностью, она настраивает ребенка на радостную активную работу. Играя и составляя рифмы,  дошкольник учится различать слова, близкие по звуковому составу, стремится правильно назвать нужное слово, угадать рифму, почувствовать себя участником «сочинительства».

            И при обучении чтению, и при обучении письму необходимость четкого различения звуков и умение проследить их последовательность в слове - главное условие успеха.

            Как играть?

            1. В игре «Наведи порядок» взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.

 

 

         Отругала мама зайку -
         Не надел под свитер ГАЙКУ.

         (МАЙКУ)

 

            В ней всего-то три окна,
         И за елкой не видна.
         Хоть бела, но маловата
         Небольшая наша ВАТА.

         (ХАТА)

 

         Много снега во дворе —
         Едут ТАНКИ по горе.

         (САНКИ)

 

         Хулиганам не до шутки,
         Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.

         (БУДКЕ)

 

         Пес Барбос совсем не глуп,
         Но не хочет рыбный ДУБ.

         (СУП)

 

         Посмотрите в воду сами -

         С очень длинными усами

         Проплывает под мостом

         Серый, скользкий, длинный ДОМ.

         (СОМ)

 

         Когда поранишь ты колено,
         То покупаешь непременно,
         Уверенный, что все пройдет,
         Коричневую жидкость - МЁД.

         (ЙОД)

 

         Не случайно у сестрички

         С ФАНТИКАМИ две косички.

         (БАНТИКАМИ)

        

         Второй вариант игры «Наведи порядок» заключается в том, что взрослый произносит рифмовку с перепутанными словами, а ребенок его исправляет. Речевой материал подобран способствует закреплению правильного произношения звуков и Различение звуков [С] - [Ш]

 

 

            Положили в плошку ... КАСКУ.

            Надевал пожарный ... КАШКУ.

 

            Сочинял писатель ... БАШНЮ,

            Рисовал художник ... БАСНЮ.

 

            Сладко спит в берлоге ... МИСКА,

            На столе с салатом - ... МИШКА.

 

            В поле землю я ... ПАСУ,

            На лугах коров ... ПАШУ.

 

            Налицо надета ... МАШКА,

            Имя нашей кошки - ... МАСКА.

 

            Как нам хочется ... ШУМЕТЬ

Спать спокойно, не ... СУМЕТЬ.

2. Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой
строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку
одним из трех предложенных слов.

 

            Шепчет ночью мне на ушко

            Сказки разные...

            (перина, подушка, рубашка)

 

            Ой, ребята, верь, не верь -

            От меня сбежала ...

            (кошка, дверь, стенка)

           

            Сказала дверь: «Мой дорогой!

            Не открывай меня...»

            (плечом, коленом, ногой)

 

            От грязнули даже стол

            Поздним вечером ...

            (сбежал, ушел, ускакал)

 

            Две лисички, две сестрички

            Отыскали где-то ...

            (спички, щетку, ножик)

 

            Опустела мостовая,

            И уехали ...

            (автобусы, трамваи, такси)

 

            Говорила мышка мышке:

            -  До чего люблю я...

            (сыр, мясо, книжки)

 

            Сел в машину верный пес,

            У него в чернилах ...

            (лапа, шея, нос)

 

            В выходной пошли куда-то

            Мама, папа и ...

            (детишки, ребята, малыши)

 

            Катя Лену просит дать

            Краски, карандаш, ...

            (ручку, тетрадь, книгу)

 

            3. Игра «Подскажи словечко». Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

            Портфель я выронил из рук,
            Такой большой на ветке ... (жук)

 

            Шел по лесу шустрый мишка,
            На него свалилась ... (шишка)

 

            Здесь в лесу есть злые звери,
            Запирайте на ночь ... (двери)

 

            Тише, Танечка, не плачь,
            Не утонет в речке ... (мяч)

 

            Как-то вечером две мышки
            Унесли у Пети ... (книжки)

 

            Не полезет Влад на ель,

            У него в руках ... (портфель)

 

            «Грузы я возить привык!» -
            Говорит нам ... (грузовик)

 

            Мы собрали васильки,
            На головах у нас ... (венки)

 

            Пес козе принес букет,
            Сытный будет ей ... (обед)

 

            Ветер, ветер, ты могуч,
            Ты гоняешь стаи ... (туч)

 

            И назад, и вперед

            Может плыть ... (пароход)

           

            Не дрожи, Сережка,
            Это ж наша ... (кошка)

 

            Различение звуков [Б] - [П]

 

            Взял корабль людей на БОРТ

            И покинул южный ... ПОРТ.

 

            В море звонко волны ПЛЕЩУТ.

            Водяные брызги ... БЛЕЩУТ.

 

            У кораблика БОКА

            Не докрашены ... ПОКА.

 

            Брёвна нужно нам ПИЛИТЬ.

            Стены нужно нам ... БЕЛИТЬ.

 

            Окружает дом ЗАБОР.

            На воротах есть ... ЗАПОР.

 

            Крикнул Коля: - ПАПОЧКА!

            Смотри, летает ... БАБОЧКА!

 

            Мы на корте долго БЫЛИ,

            Сникли от жары и ... ПЫЛИ.

 

            Два часа ракеткой БИЛИ

            И весь вечер воду ... ПИЛИ.

 

            Полил я куст водой из БОЧКИ,

            Чтоб раньше распустились ... ПОЧКИ.

 

            Ведёт бабуля внучку ПАНЮ

            Купаться в тёпленькую ... БАНЮ.

 

            Весной вспахали плугом ПАШНЮ.

            Построили из камня ... БАШНЮ.

 

            Под потолком темнеет БАЛКА.

            В углу стоит из дуба ... ПАЛКА.

 

            Различение звуков [Т] - [Д]

           

            Назовём мы книжку «ТОМ».

            Для жилья построим... ДОМ.

 

            Город называем - «ТВЕРЬ».

            В доме открываем ... ДВЕРЬ.

 

            Вот тележка. Это - ТАЧКА.

            Дом в саду зовётся ... ДАЧКА.

 

            Я в тетрадке ставлю ТОЧКУ.

            Мама любит свою ... ДОЧКУ.

 

            По реке плывут ПЛОТЫ.

            Зреют на ветвях ... ПЛОДЫ.

 

            Нитку сматывай с КАТУШКИ.

            Воду черпай из ... КАДУШКИ.

 

            Хорошо танцуют ТАНЯ

            И ее братишка ... ДАНЯ.

 

            Соловей выводит ТРЕЛЬ.

            Слесарь в сеть включает ... ДРЕЛЬ.

 

            Различение звуков [К] - [Г]

           

            Очень зелены, ГУСТЫ

            В нашем садике ... КУСТЫ.

 

            Зреет красная КАЛИНА,

            Соберет ее ... ГАЛИНА.

 

            Мы пришли сегодня в ГОСТИ,

            Принесли собачке ... КОСТИ.

            Ели вкусную ИКРУ,

            Подарили нам ... ИГРУ.

 

            Затвердела снега КОРКА,

            Будет скользкой наша ... ГОРКА.

 

            Коля любит есть ГАЛЕТЫ,

            Галя ест всегда ... КОТЛЕТЫ.

 

            Жаворонка слышен ГОЛОС,

            Зреет в поле спелый ... КОЛОС.

 

            Различение звуков [С] - [З]

 

            Распустились утром РОЗЫ,

            На цветах сверкают ... РОСЫ.

 

            Щиплет травушку КОЗА,

            Косит травушку ... КОСА.

 

            На столе лежала САЙКА,

            А по лесу бегал ... ЗАЙКА.

 

            Лиза пробовала СУП,

            Заболел у Лизы ... 3УБ.

 

            Различение звуков [Р] - [Л]

 

            Дедушку зовут ЛУКА,

            У него болит ... РУКА.

 

            На столе - с картошкой ПЛОШКА,

            За столом - голодный ... ПРОШКА.

 

            Рисовал художник ЛАМУ

            И картину вставил в ... РАМУ.

 

            Вкусный и душистый ПЛОВ

            Приготовил повар ... ПРОВ.

 

            Друг позвал меня на ПИР,

            Ел я торт и чай я ... ПИЛ.

 

            В блеске солнечных ЛУЧЕЙ

            По земле бежит ... РУЧЕЙ.

 

            Различение звуков [Р'] - [Л']

 

            Хорошо танцуют ВАЛЯ

            И её сестрёнка ... ВАРЯ.

 

            Вечно плачет этот ЛЕВА,

            Говорят ему: -Ты- ... РЁВА.

 

            Зреет на кустах МАЛИНА,

            Соберёт её ... МАРИНА.

 

            Собирал модели ЮЛИК,

            Помогал братишке ... ЮРИК.

 

             4. Игра «Наведи порядок». 

 

            Литература

            1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

            2. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. - 2-е изд. - СПб.: КОРОНА принт, 2004.

 

Автор: Super User   |   Обновлено 28.11.2018 15:39
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff