Общение взрослых и детей в семье.
  Печать E-mail  
 
Март
25
2018

Общение взрослых и детей в семье.

 

                                             Шатских М.М. учитель-дефектолог I кв. категории;

                                             Подковырова Н.Н. учитель-логопед I кв. категории

                                                                                                         ДОО № 171

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, нарушает формирование личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем  большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи. В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе.

Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты.

 

Отмечается, что общение является одним из показателей развития речи у дошкольников. Общение играет очень большую роль в  деятельности любого человека, а особенно в деятельности дошкольников, так как их речь только формируется. Общение -  одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками диалога. Именно в процессе общения происходит обмен опытом, установками, духовными ценностями. Общение влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. Ребёнок всему учится в общении со взрослыми.

         Что же такое общение?  М.И.Лисина даёт следующее определение: «общение – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».

За короткий период раннего и дошкольного детства ребёнок овладевает тремя типами общения:

ü  эмоциональное общение – I полугодие жизни;

ü  общение на основе понимания -  со II полугодия жизни;

ü  общение на основе речи – с 1,5 – 2 лет.

Данное перечисление типов общения отражает последовательность их появления в онтогенезе. Необходимо отметить, что возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего; некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы.

Так, овладевая общением на основе понимания, ребёнок первоначально фиксирует взглядом тот предмет, который назван, затем может указать на него и, наконец, представить его. Каждый тип общения имеет свои наиболее характерные особенности.

Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами дети не стремятся к общению: оно возникает  только по инициативе взрослого. Овладение первым типом общения происходит путём подражания. Подражая взрослому, ребёнок как бы копирует его мимику, чутко реагируя на каждое новое выражение лица: боль, радость. По мере развития эмоционального общения у ребёнка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками.

Особенность общения на основе понимания речи состоит в том, что ребёнок ещё не говорит, но уже выступает в роли собеседника, выражая ответную реакцию движением, мимикой, взглядом.  Наличие ответной реакции позволяет нам судить о понимании речи ребёнком. Поэтому общение ребёнка со взрослым на основе понимания является активным процессом.

При правильном развитии речи ребёнок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. Нужно умело перевести ребёнка на более высокие ступени речевого общения.  Сначала у детей появляется индикативная речь (непреднамеренная), затем обращённая (речь по инициативе ребёнка), когда ребёнок вслед за взрослым употребляет те или иные слова и словосочетания.

Общение является главным и основным источником связи с окружающим миром уже с младенчества, когда ребёнок общается на эмоциональном уровне. Ещё до того, как ребёнок произнесёт своё первое слово, он с помощью матери овладевает структурой диалога на довербальном уровне. Обмениваясь с ней улыбками и вокализациями, малыш приобретает навыки ведения диалога.  Ребёнок и взрослый являются одинаково активными участниками диалога. Просто на этом этапе у взрослого больше возможностей использовать различные средства общения.

Речь во всём её видовом многообразии является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка.  

Необходимо стимулировать ребенка к общению, быть инициатором в диалоге, оказывать помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

Уважаемые родители!Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей. Сколько бы нам не было лет, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства.

Как же надо общаться с ребенком? Прежде всего нужно безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то, что он ваш, за то, что он есть! Психологи доказали, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.

Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребенка. Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

• создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

• признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

• сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами, а для этого запомните следующее:

• Для ребенка вы являетесь образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

• Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.

• Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

• Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать об окружающем.

• По возможности нужно присоединиться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

• У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у ребёнка ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.

Конечно же, очень не просто выработать правильный стиль внутрисемейных отношений. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание и способы реализации. Таким образом, семья фактически создает свою культуру общения.

К сожалению, владеть культурой общения и отношений удается далеко не всем и не всегда. Нередко родители критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей и – главное – детей. При этом они уверены, что ведут себя правильно. Но в действительности,  такое поведение приводит к противоположному: накапливаются обиды, отрицательные чувства к друг другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт.

Вот почему так важно помнить о том, что А. С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Такой «тон семьи» действует на ребенка независимо от родителей, а подчас даже вопреки им. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь» - говорил А. С. Макаренко. «Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Анализируя разные стили общения в семье, хотелось бы предостеречь родителей от некоторых ошибок, к которым ведет неправильный стиль общения в семье. Это несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современных семьях.

«Авторитет любви». Родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.

«Авторитет доброты». Родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуют родителями, требуя недозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.

«Авторитет подавления», при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенка родители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в таких семьях безвольные, замкнутые дети.

- «Авторитет педантизма». В таких семьях родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

«Авторитет подкупа». Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю» - часто слышим мы в разговорах родителей с детьми. В таких семьях дети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.

Итак, мы видим, как сложно выбрать тот единственно правильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты.

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка: «Правила общения с детьми».

1. Важно формировать у детей способность к общению, которая включает  в себя:

ü желание вступать в контакт с окружающими: («Я хочу!»);

ü умение организовать общение(«Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

ü знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими: («Я знаю!»).

2. Важно уметь активно слушать ребёнка.

Что значит – активно слушать ребенка? Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувства. Важно, чтобы при этом его и ваши глаза находились на одном уровне. Прижмите к себе ребенка, придвиньте свой стул. Избегайте общения через плечо, смотря телевизор, читая газету, лежа на диване.

 Помните, ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза – первые сигналы о том, насколько вы готовы его слушать. Если ребенок расстроен или огорчен, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Помните, фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

3. Важно в беседе  держать паузу, которая помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа -  может, он что-то и добавит. Если он смотрит не на вас, а в сторону, то продолжайте молчать: в нем сейчас происходит важная и нужная внутренняя работа.

И в повседневном общении с ребенком замечайте его переживания: когда он обижен, расстроен, боится и т. д. Называйте эти переживания в повествовательной форме при обращении к ребёнку. Не забывайте и о паузе после ваших слов.

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего ребёнка!

Вот несколько рекомендаций, которые помогут совершенствовать навыки общения ребенка в домашних условиях.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время игр, приготовления еды, уборки, одевания, прогулки и т.д. Говорите о том, что вы делаете, что делает ребенок. Используйте  короткие и доступные для ребенка фразы.
  2. Говорите спокойно,  в нормальном темпе, с интонацией.
  3.  Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать и побуждать ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы, которые вокруг нас, обращайте на них внимание, пробуждайте в ребенке интерес к  познанию. Скажите ребенку:  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер, капает дождик» и т.д. А потом спросите «Что это, как ты думаешь?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка, звонок в дверь и т.д.
  6. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов на определенную тему (части тела, игрушки, продукты, овощи), назовите и покажите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Но не превращайте этот процесс в скучное занятие, если ребенок утратил интерес, переключите его внимание.
  7. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок уже знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  8. Пойте с ребенком детские песенки, это, несомненно, развивает навыки общения и просто создает хорошее настроение.

И главное, не забывайте обязательно хвалить ребенка за его  даже маленькие, но ПОБЕДЫ!

Автор: Super User   |   Обновлено 25.03.2018 13:53
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff