Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках
  Печать E-mail  
 
Фев
25
2018

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №145»

 

 Консультация для родителей

 

                                                                                                    Подготовила: учитель – логопед

                                                                                        Каримова Г.Х.

 

Оренбург – 2018г.

Роль семьи в формировании фонематического восприятия

 на неречевых звуках.

 

         Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Нарушение любой стороны речи может отразиться на дальнейшем обучении в школе, овладении письмом и чтением.

         Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи. 

 

         Фонематическая система включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Эти составляющие, как кирпичики образуют единый фундамент. Нарушение хотя бы одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение ее в целом, приводит к трудностям в овладении письмом.

         Несформированность фонематической системы у детей дошкольного возраста с особенностями в речевом развитии проявляется по-разному. Так, у одних – нарушены фонематическое восприятие и фонематические представления, у других – в большей степени количественный и последовательный анализ звуков, у третьих – фонематический синтез, у четвертых – нарушения отмечаются на всех уровнях.

         Самую многочисленную группу составляют дети с нарушениями фонематической системы на всех уровнях. Поэтому необходимо проводить работу по формированию всех фонематических процессов и начинать её как можно раньше.

         Первым из перечисленных компонентов начинает формироваться фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие или фонематический слух – это способность воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Известно, что фонематическое восприятие как одна из составных частей процесса восприятия речи не является врожденной способностью человека. Оно формируется постепенно, в ходе развития ребенка.

         Ребенок начинает реагировать на любые звуки с 2-4 недель от момента рождения, в 7-10 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.

         К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку.

         Далее фонематическое развитие происходит бурно, и примерно к трем годам ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Но, к сожалению это не всегда оказывается действительностью. В большинстве своем дети в 3 года заменяют одни звуки на другие, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова.

         Как же вовремя помочь своему малышу? В первую очередь необходимо обратиться к специалистам. Ведь фонематическое восприятие - очень сложный процесс и его формирование проходит несколько этапов.

         Первый этап - формирование предпосылок, способствующих дальнейшему развитию фонематического восприятия.

         Второй этап – непосредственное формирование фонематического восприятия.

         Вы, уважаемые родители, можете оказать огромную помощь педагогам. Ведь только комплексный, системный подход дает хорошие, устойчивые результаты.

         Начинать заниматься можно с любого возраста, но обязательно с первого этапа. Но все же, чем раньше начнётся работа, тем лучше будет усваиваться материал.

         Сначала у детей воспитывается интерес к окружающим их звукам. Они учатся прислушиваться и внимательно слушать, узнавать и различать неречевые звуки, различать одинаковые звуковые комплексы по высоте, силе и тембру голоса. У них формируется умение сопоставлять речевые звуки со звуками окружающей природы.

         Ребенка окружает множество звуков: как неречевых - шум ветра, шелест листвы, крики птиц, работа двигателей машин и многие другие, так и речевых: чтение книг, рассказ взрослого, беседы. Необходимо помочь ему ориентироваться в этом огромном мире звуков.

 

Итак, как построить свои занятия?

 

         Сначала по дороге домой или из дома с вашим ребенком, попробуйте послушать, какие звуки можно услышать на улице, во дворе, в парке, возле дороги. Поиграйте с ним в игры: «О чем говорит улица (двор, лес)?», «Кто больше услышит», «Какая машина проехала, большая или маленькая?». Дома можно проводить кратковременные «минутки тишины», чтобы послушать, какие звуки могут быть в квартире.

         Выполняя домашнюю работу на кухне, мама вовлекает ребенка в игровую ситуацию по развитию слухового восприятия. Обратите внимание ребенка на то, как кипит чайник – буль-буль, как звенит посуда – дзынь- дзинь, как льется вода из крана –с-с-с, как стучит нож – вжик – вжик. Также обратите внимание ребенка на тиканье часов – тик – так, гул пылесоса – у- у- у.

 

         Во время прогулок привлекайте внимание детей к предметам, которые могут издавать звуки. Например, осенью во время листопада пошуршите листьями, походите по опавшей листве, прислушиваясь к ее шуршанию. Зимой послушать скрип снега, весной – звон капели, пение птиц, жужжание насекомых. Кроме того, гул самолета и машин пусть тоже становится предметом внимания детей.

         Приучать детей вслушиваться в звуки можно дома при прослушивании аудиозаписей звуков живой и неживой природы, музыки. А еще дома можно организовать интересные игры, используя различные бытовые предметы.      Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

         С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

         Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

         Цель приведенных ниже игр и упражнений — учить детей узнавать и различать неречевые звуки, развивать слуховое внимание и слуховую память.

 

 

Узнай, что звучит?

 

         Оборудование: звучащие игрушки: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушки и т.д.

         На столе несколько звучащих игрушек. Предложите ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ему нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно с двух до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различия громких и контрастных звуков.

 

Разные звуки

 

         Оборудование: металлическая коробка, стеклянная банка, деревянная шкатулка, пластмассовый стаканчик.

Перед ребенком выставляется от двух до пяти предметов, при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре, позже добавляются другие варианты звучания. Затем только на слух предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкого различия звучаний.

 

Узнай, что в коробочке.

 

         Оборудование: металлические баночки, сыпучие продукты различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.

         В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины. Ребенку предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, педагог каждый раз просит отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, то количество банок ограничивается вначале двумя, затем увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

 

Расскажи, что я делаю.

 

         Надо собрать в доме все предметы, которые могут издавать какой либо звук: бумагу, посуду (желательно небьющуюся), папины инструменты (если он разрешит), игрушки и т.п. Позвените, погремите, пошуршите всем этим, и пусть ваш малыш с закрытыми глазами попытается угадать, какие предметы у вас в руках. Иногда ребенку тоже можно выделить роль ведущего, это сможет поддержать его интерес к игре. Правила можно усложнить, если использовать только звуки игрушек или звуки посуды. Но не увлекайтесь, сразу собрав все шумные предметы. Сначала ребенку будет трудно ориентироваться среди множества незнакомых звуков, поэтому начинайте с двух-трех предметов, контрастных по звучанию. Когда ребенок запомнит эти звуки, можно добавить еще и еще – насколько хватит у вас терпения, а у малыша объема памяти.

 

Чудо-звуки. 

         Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

         Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут  кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.

 

Ритмический рисунок.

         Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

         Варианты игры:

- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

         Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

Найди колокольчик.

         Находясь в одной комнате с ребенком, взрослый на расстоянии 1- 1,5 м. сзади от ребенка звенит колокольчиком. Ребенок не должен его видеть, взрослый может спрятать колокольчик у себя за спиной. Если ребенок обернулся, но не стал искать, что звучало, нужно помочь ему найти колокольчик. В этой игре можно использовать погремушки, бубен, свисток.

Где играет дудочка?

         Взрослый просит ребенка закрыть глаза, отходит в сторону от него (справа, слева, впереди, сзади) и играет на дудочке. Ребенок, не открывая глаз, должен указать рукой, откуда доносится звук, и повернуться лицом к взрослому.

Чья песенка слышится?

         Взрослый поочередно показывает и называет два музыкальных инструмента, демонстрируя их звучание. Ребенок слушает звуки и рассматривает инструменты. Затем ребенок отворачивается, а взрослый повторяет игру на этих инструментах. Нужно по звуку угадать музыкальный инструмент и показать на него рукой.

         Вариант 1: Постепенно увеличивают количество музыкальных инструментов.

         Вариант 2: В ответ на определенное звучание инструментов ребенок производит определенные действия, например, когда играет гармошка – хлопает в ладоши, при звуках бубна топает и т.д.

         Эта очень полезная игра, так как помимо слухового внимания развивает наблюдательность, внимательность, моторику и координирует движения.

Хлопни, как...

         Предложить ребенку послушать, а потом воспроизвести по 1 (2,3) хлопку с равным интервалом под счет и без него.

Бей, барабан.

Взрослый четко произносит любое слово на выбор, затем предлагает ребенку повторить слово и постучать в барабан. Например: сан-ки, дом, ко-ро-ва, ли-са и т.д.

Угадай песенку.

         Взрослый демонстрирует ребенку различные звуки: стук чайной ложечкой по стеклянному стакану, палочкой по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторяет, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть этих действий). Взрослый просит ребенка угадать, какой предмет звучал.

Узнай по звуку.

         Взрослый заранее знакомит ребенка со звуками, издаваемыми различными предметами: шум перелистываемых страниц книги, шуршание смятой бумаги, звук падающей ложки, режущих ножниц, стук режущего ножа, переливание воды из одного стакана в другой, подметание пола, мытье рук и т.д. Ребенок садится спиной к взрослому, производящему шумы и звуки разными предметами. Ребенок догадывается, чем взрослый производит шум, и не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Громко – тихо.

         Взрослый, гуляя с ребенком на улице, обращает внимание на большие и маленькие машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко Би-Би. Как подает сигнал большая машина? Ребенок громко произносит: Би – Би. Взрослый продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: би – би. Как сигналит маленькая машина? Ребенок тихо произносит: би – би. Взрослый говорит: Как только поедет машина, ты должен дать сигнал, не ошибись, большая машина сигналит громко, а маленькая – тихо.

Песенка ветра.

         Взрослый, гуляя с ребенком, обращает внимание на легкий ветерок, качающий травку, цветы или сильный ветер, качающий ветки деревьев. Если сильный ветер, его песенку поем громко и длительно, если тихий ветерок – тихо и длительно.

         На прогулке взрослый говорит, что сегодня дует ветер тихо, вот так: «У-у-у (тихо и длительно поизносит звук У, ребенок повторяет: У-у-у-у.

         В конце прогулки взрослый обращается к ребенку: «Вдруг подул сильный ветерок, он громко загудел: «У-у-у-у»(Громко и длительно произносит звук У). Ребенок повторяет. Дома можно повторить «песенки» сильного и слабого ветра.

Узнай по голосу.

         В игре участвуют все члены семьи. Ребенок знает их голоса. Взрослые поочередно воспроизводят неречевые звуки: «песню водички (с-с-с-с), шум пылесоса (у-у-у-у), песенка змейки (ш-ш-ш-) и т.д. Ребенок, не видя взрослых, должен угадать, кто говорит. (бабушка, дедушка, сестра, брат, мама, папа).

Угадай, кто идет.

         Взрослый показывает ребенку игрушку медведя и говорит, что у него лапы толстые, большие, он ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Он медленно стучит в бубен, а ребенок ходит, как медведь. Потом взрослый показывает мышку, и говорит, что мышка, бегает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок бегает, как мышка. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а ребенок соответственно - то ходит, как медведь, то бегает, как мышка.

         Менять темп звучания бубна можно не более 4-5 раз.

 

Литература.

1. Варенцова  Н.С.,  Колесникова  Е.В.  Развитие  фонематического  слуха  у дошкольников. – М., 2007.

2.Гаркуша Ю.Ф.  Система коррекционных занятий  воспитателя  в  детском  саду для детей с нарушениями речи. –

 М., 2002.

3. Жукова  Н.С.,  Мастюкова  Е.М.,   Филичёва   Т.Б.   Преодоление   общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2000.

4.Журова, Л.Е., Эльконин  Д.Б.  К  вопросу  о  формировании  

фонематического  восприятия у детей дошкольного возраста.

М.: Просвещение, 2008.

5. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005.

6. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.: Издательство «Лань», 1999.

 

 

 

Автор: Super User   |   Обновлено 25.02.2018 08:43
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff