Советы родителям по развитию речи неговорящих детей.
  Печать E-mail  
 
Нояб
21
2017

Советы родителям по развитию речи неговорящих детей.

 

Подготовили:

Учитель-дефектолог первой категории Юрина О. М.

Учитель-дефектолог Безрукова Н. П.

ДОО № 102

Речь –это сложная функция,и её развитие зависит от многих факторов.Значимойролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Развитие речи происходит на основе подражания и само подражания. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой будет формироваться его собственная речь.

Уважаемые родители!

  1. Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
  1. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
  1. Говорите просто, четко, выразительно, проговаривая каждое слово, фразу. Повторяйте помногу раз одно и то же слово и фразу, меняя порядок слов. «ПАПА ПРИШЁЛ. ПРИШЕЛ НАШ ПАПА». «МЯЧИК УПАЛ. ВОТ И УПАЛ». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать.
  1. Если ваш ребенок вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться!
  1. Большинство занятий с ребенком проводите в игровой форме, в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься. Специально создавайте такие игровые ситуации, где понадобится звукоподражание, либо понадобятся какие – либо слова, жесты для того, чтобы игра состоялась.
  1. Гримасничайте с ребенком. Часто у малыша, который не разговаривает, слабо развита мимика. Поэтому для него крайне полезно разминать мышцы лица: кривляться, изображать разные эмоции и животных. Чем активнее он будет это делать, тем лучше. Дети обычно любят играть в такие гримасы. Поощряйте желание ребенка играть с языком: показывайте язык друг другу, облизывайте губы, сворачивайте его трубочкой и т.д. Это весело и очень полезно для развития речи ребенка.

 

  1. Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

 

  1. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.

 

  1. Расширяйте словарь ребенка. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь вводить в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т.д. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз: не стоит перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

 

 

  1. Развивайте фонематический слух. Развивать фонематический слух можно несколькими способами: предлагать ребенку узнавать на слух различные музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т. п., а также побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож).

 

  1. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его. Читайте, читайте,  читайте…

 

 

  1. Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. По мере того, как детские пальчики становятся проворнее, его язык будет понятен не только маме.

 

  1. Очень часто дети, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Как правило, для таких детей является проблемой скушать яблоко или морковь. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и  фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

 

  1. Перестаньте понимать ребенка. Речь для него должна стать необходимостью. В ситуации, когда мама, папа, бабушка и дедушка и без слов выполняют все желания малыша, у ребенка нет смысла делать усилия и начинать выражать свои мысли и желания словами. Будьте готовы к тому, что ребенок не ожидает такой реакции от вас, он будет расстраиваться или плакать. Терпите его слезы и выжидайте, пока он не начнет хотя бы пытаться что-то произносить. Тогда уже можете дать то, что малыш хочет.

 

Придумывайте! Играйте! Увлекайте! Удачи!

 

И помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вашему вниманию предлагаются несколько вариантов игры, в которые вы можете играть дома, на даче или во время прогулки.

 

 

Игры на развитие понимания речи

1. Игра с картинками

 

Подобрать парные картинки: карандаш — карандаши, мяч — мячи, кубик — кубики, шар — шары, цветок — цветы и т.п. Картинки раскладываются на столе перед ребенком. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и выполнить его просьбу: - «Возьми карандаш — возьми карандаши, возьми мяч — возьми мячи, возьми цветок — возьми цветы, дай мне кубик — дай кубики, дай шар — дай шары, дай гриб — дай грибы»

 

  1. Игра «Узнай и покажи».

 

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы, хорошо ему знакомые и дает задания: «Покажи то, чем ты рисуешь дом», «Покажи то, чем ты чистишь зубки», «А что ты наденешь на голову, когда пойдешь на прогулку?» и т.д.

 

  1. Игра «Узнай игрушку».

 

Взрослый кладет на стол игрушки: мячик, белочку и кубик. Затем он предлагает послушать и угадать, о какой игрушке он говорит: «У нее пушистый хвост, рыжая шерсть, маленькие лапки», «Он квадратный, деревянный, синий» и т.д.

 

Игры на формирование и обогащения словарного запаса

 

    1.Серия игр “Умный пальчик”

 

Взрослый просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д.

 

  1. Серия игр “Поручение”.

                Постепенное усложнение заданий.

-                     Взрослый просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.

 

-                     Усложнение. Взрослый просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.

 

-                     Дальнейшее усложнение. Взрослый просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул

 

Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые ребенком игрушки. Например, ―Давай Миша (игрушка) тебе поможет. Взрослый дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание ―Мишкиными лапами. Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка.

 

  1. Серия игр “Прятки”

 

В     игре участвуют любимые игрушки, но меняется роль взрослого (она ―не руководящая‖). Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки ―Мишку с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: ―Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке. И т.д. При этом действия выполняет ребенок.

 

  1. Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”.

 

Взрослый: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба. Что сейчас мы надели? – Шубу. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.

Игры на развитие фонематических процессов

  1. «Ушки - слушки»

 

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки,развивать слуховое внимание.Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребенок называет эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребенок узнает звуки и называет предметы их издающие.

 

  1. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

 

Материал:магнитофон,аудиозапись со звуками голосов домашних животных.Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Ребенок должен услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

 

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично.Включается  аудиозапись созвуками лесных птиц.

 

  1. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание,узнавать и называть виды транспорта.

 

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

 

Взрослый включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

 

  1. «Где звенит?»

 

Цель: развивать слуховое внимание,умение ориентироваться в пространстве сзакрытыми глазами.

 

Ребенок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по комнате и звенит. Ребенок, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

 

Игры на развитие общей и мелкой моторики

 

 

1.Выкладывание цветов,шариков,домиков и других предметов из мозаики,пшена, рисовых зерен, палочек.

 

2.Работа с вкладышами.

3.Пирамидки различных размеров.

  1. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
  2. Пальчиковые гимнастики.

 

Пальчиковая гимнастика

 

Ребенок выполняет сам.

 

  1. Играет на «пианино».

2.      «Лягушки» – одновременное разгибание пальчиков.

3.        Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

  1. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
  2. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

6.        Покажи «козу», «ушки у зайчика».

 

  1. Играем на «барабане».
  2. Хлопаем в ладоши.

 

 

 

 

Автор: Super User   |   Обновлено 21.11.2017 11:39
 
 
http://www.zoofirma.ru/
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff