Рифмы-миниатюры
  Печать E-mail  
 
Нояб
28
2018

Подготовили:

Мавлекаева Р.Р. учитель-логопед

ДОО №165.

 

 

Рифмы-миниатюры для развития слухового восприятия у дошкольников.

Рекомендации для родителей

 

            Слуховое восприятие - это умение различать разнообразные звуки по их основным характеристикам: силе, громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - особенность, без которой невозможно слушать и понимать речь.

            Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается слуховое восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой - восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).

            Способность воспринимать и вслушиваться в звуки не всегда возникает сама по себе, даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать. Рифмы-миниатюры являются отличным материалом для развития у ребенка слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Стихотворная форма всегда привлекает своей живостью, ритмичностью, она настраивает ребенка на радостную активную работу. Играя и составляя рифмы,  дошкольник учится различать слова, близкие по звуковому составу, стремится правильно назвать нужное слово, угадать рифму, почувствовать себя участником «сочинительства».

            И при обучении чтению, и при обучении письму необходимость четкого различения звуков и умение проследить их последовательность в слове - главное условие успеха.

            Как играть?

            1. В игре «Наведи порядок» взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.

 

Автор: Super User   |   Обновлено 28.11.2018 15:39
 
 
 
Диагностика речевого развития у дошкольников в общеразвивающей группе детского сада
  Печать E-mail  
 
Нояб
6
2018

Диагностика речевого развития у дошкольников в общеразвивающей группе детского сада.

 

 

Подготовили:

Головатюк Г.В. учитель-логопед 1категории

МБДОУ №27.

Стрижова О.А. учитель-логопед

Частное образовательное учреждение

«Центр образования на Марсовом поле».

 

 

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

                                                                                Г. Гегель

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, она оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

В целом уровень речевого развития современных дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи с каждым днем становится всё более актуальной в наши дни. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям  всё меньше времени отводят на  чтение  художественной литературы и дошкольники больше  проводят время  за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить. Да и родители в силу своей занятости, все меньше общаются со своими чадами.

   В настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют многочисленную группу. К сожалению, количество детей-логопатов ежегодно в детских садах не уменьшается, а становится все больше и больше. Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.

Ф.А. Сохин  отмечает, что одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является обучение родному языку, развитие речи и речевого общения. В эту задачу, по его мнению, входят: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

Есть ли  нарушения речи у вашего ребенка? Этот вопрос  встает у большинства взрослых, и прежде чем приступить к обсуждению: как же можно самим определить и понять имеются ли нарушения и  приступить к диагностики, немного  остановимся на характеристики  речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Основные недостатки в развитии связной речи — это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.

Словарь

Выявляются умения:

1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматика

1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

3) строить сложные предложения разных типов.

Фонетика

1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ9 л-р> различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;

2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;

3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

2) составлять описание, повествование или рассуждение;

3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

 

Диагностические мероприятия по определению уровня речевого развития детей позволяют представить полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, позволяют выстроить логопедическую работу в соответствии с актуальными потребностями каждого ребенка, выявить уровень соответствия результата образования целям и задачам обучения.

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного обследование речи детей старшего дошкольного возраста (в общеразвивающей группе ДОУ). На начальном этапе этой работы осуществляется экспресс-обследование. Для этой цели каждый логопед подготавливает специальный текстовой, картинный материал и бланки.

В результате экспресс-обследования можно увидеть, какое количество детей имеют речевое нарушение , какие недостатки речевого развития имеются у детей и какие трудности могут возникнуть при обучении.

Экспесс-обследования могут провести и сами родители. /Приложение /

Далее дети, с выявленными недостатками устной речи проходят углубленное обследованиепонимания речи, состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, словарного запаса (соответствие объема словаря возрастным нормам, адекватность его использования, соотношение объема пассивного и активного словаря, умение образовывать антонимы и синонимы и др.), грамматического строя и состояния связной речи.

Полное обследование достаточно объемное и требует времени. Процедуру обследования речи ребенка всегда надо начинать с беседы с ним. Разговор о чем-то близком помогает ребенку снять страх, тревогу, напряжение.

Рекомендации к проведению обследования.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит:«Это можно назвать словом посуда»), но для себя отметить невыполнение.

Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно.  Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:

§   умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;

§   способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов;

§   навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);

§   навыков составления разных типов высказываний. 

Вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).

Если вы выявили нарушения речи у ребенка или у вас возникли  какие-либо вопросы ,лучше всего обратиться к специалисту.

 

Список литературы:

1. Алексеева М.М.,Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997

 

2.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

 

3. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.:  изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

4.Интернет-ресурсы.

 

Приложение

 

Экспресс-диагностика речевого развития старшего дошкольного возраста

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ

ЗАДАНИЕ 1.

Назови, что это?

Цель: Выявление овладения обобщающими словами.

Вам понадобятся картинки, с изображение: одежды, фруктов, мебели. Предложите ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем попросите ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагается отгадать предмет по описанию: -Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт (яблоко).

-Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь);

-Зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец);

-Красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор).

 

ЗАДАНИЕ 2.

Предметный словарь

Цель: выявление умения в назывании частей предметов.

Выложите перед ребенком предметные картинки с изображением машины (легковой), дома и попросите назвать предметы и его части. В старшем дошкольном возрасте желательно, чтобы дети указывали части и детали, которые не видны на картинке. Если ребенок не называет невидимые части, то задайте вопрос: «Что еще есть у машины? Что есть в доме?». Например: машина - колеса, руль, бензобак, дверь (передняя, задняя), ветровое стекло, зеркало, мотор, тормоз, ремень безопасности, салон, сиденье и пр.; дом - стены, крыша, дверь, крыльцо, окно, труба, ступеньки, комнаты, потолок и пр.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Словарь глаголов

Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.

Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы, на которой стоит гараж (это может быть, например, кубик или коробочка), проложены дороги (например, полоски бумаги или ленточки), стоят мост, дома (например, кубики). В гараж ставится машина (игрушка). Взрослый говорит и действует с игрушкой: Я расскажу тебе, что делала машина на улице города, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова, похожие на слово - ехать. Взрослый везет машину по макету и говорит: «Машина из гаража... (выехала) и по дороге... (поехала); на мост машина.. (въехала); через дорогу... (переехала); к светофору... (подъехала); за дом... (заехала); далеко... (уехала)». Далее предложите ребенку взять машинку, показать и рассказать, что делала машина на улице города. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному соотнесению действия и слова.

 

ЗАДАНИЕ 4.

Словарь признаков

Цель: выявление понимания ребенком признаков предмета.

1. Обследование проводится в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». Сначала взрослый говорит, из чего сделан предмет (ваза из стекла), а затем ребенок (стеклянная).

Примеры: ваза из стекла - стеклянная;

стол из дерева - деревянный;

сумка из кожи - кожаная

игрушка из пластмассы - пластмассовая;

ключ из металла металлический.

2. Антонимы.

Взрослый называет слова, ребенок подбирает противоположную пару:

светлый - темный;

белый - черный;

высокий - низкий;

зимний - летний;

легкий - тяжелый;

верхний - нижний и т. д.

При затруднении можно добавить существительное, которое поможет ребенку ответить верно: светлый костюм - темный костюм; белый воротник - черный воротник; высокий человек - низкий человек; зимний день - летний день; легкий камень - тяжелый камень; верхний этаж - нижний этаж; правый глаз - левый глаз и т. д.

Если во всех этих четырех заданиях ваш ребенок:

- затрудняется назвать предметы на картинках и обобщающие слова;

- не может подобрать действие к предмету;

- затрудняется назвать признак предмета;

- подобрать антонимы

То, обязательно проконсультируйтесь со специалистом, чтобы он сделал более подробную диагностику.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ЗАДАНИЕ 1.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Цель: Выявление уровня сформированности связной речи, умения составлять рассказа по сюжетной картинке.

Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

 - Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.

- Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное. Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ :

1. Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.

2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).

3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).

4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.

5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.

6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

Если Вам что-то не понравилось в рассказе ребенка, то своими сомнениями было бы хорошо поделиться с логопедом.

 

ЗАДАНИЕ 2.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Цель: Выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять малыша, если, по-Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.

Вас должно насторожить, если

- ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;

- ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;

- ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;

- значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;

- речь ребенка была ускоренной, Вы услышали в речи запинки.

В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка Вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ЗАДАНИЕ 1.

Составление предложений по картинкам

Цель: Определение способности ребенка составить предложение по картинке, выявить его грамматически правильное оформление.Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ. Например, - на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».

Если

- ребенок не может самостоятельно составить предложения;

- ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик.Машинка.»);

- ребенок составляет очень короткие предложения;

- ребенок допускает ошибки грамматического характера («У машинки нет колесов.»), то Вашему ребенку необходима консультация логопеда.

 

ЗАДАНИЕ 2.

Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе

Цель: Выявление умения согласовывать местоимения с существительными.

Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки и т. п.)

Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком.

Вас должно насторожить, если

 - ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

Трудности могут возникнуть при согласовании с именами существительными среднего рода или множественного числа. В этих случаях потренируйтесь составлять словосочетания с этими словами. Если Ваши успехи не значительны и ребенок по-прежнему ошибается, лучше обратиться за консультацией к логопеду.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Словообразование и словоизменение

Цель: Выявление умения образования множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, образования прилагательных от существительных.

В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать. Среди слов могут попадаться бессмысленные слова (квази- слова), слова «тарабарского» языка. Если ребенок освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.

1). Книга – книги

 Стул – стулья

Рот - рты

Чашка – Перо - Лев -

Нож – Копье - Огурец

2). Шкаф – шкафчик

Цветок –

Стул –

Бумага –

Вода -

3). Яблоко - яблочный

Виноград –

Апельсин –

Морковь –

 Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.

Мех – из меха какая шуба?

Слива – из сливы какойкомпот?

Груша – из груши какой сок?

 Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Цель: Выявление уровня сформированности слоговой структуры слов.

Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. С некоторыми словами придумайте предложения.

Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица.

Какие могут быть трудности:

- ребенок прозносит только отдельные слоги;

- ребенок меняет слоги местами;

- ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги;

- ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца;

- ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом;

- ребенок произносит слово всякий раз по-разному.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Цель: Проверка произношения звуков родного языка.

Этот раздел, при всей его кажущейся простоте и доступности, пожалуй, один из самых сложных. Связано это прежде всего с тем (и это отмечают многие логопеды), что многие родители привыкают к звучанию речи ребенка и просто не слышат дефектное произнесение каких-то звуков. Поэтому, если у Вас есть даже небольшие сомнения – правильно ли «звучит» речь малыша, лучше посоветоваться с логопедом.

Напомним, что формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т.е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой. Это значит, что если Вашему малышу еще нет пяти, он вполне на законных основаниях может не произносить звук «р», заменяя его другим звуком или совсем пропуская его.

Но если ему уже больше пяти лет, а звук так и не появился, пора идти к логопеду. Специалист решит, что делать именно в Вашем случае.

Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия. Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогите, придумайте фразу вместе. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.

Примерный список слов:

«с» - санки, оса, нос

«сь»- семь, апельсин, гусь

«з» - замок, коза

«зь»- зима, магазин

«ц» - цапля, овца, палец

«ш»- шапка, машина, мышь

«ж»- жук, лыжи

«ч» - чайник, качели, мяч

«щ»- щука, овощи, плащ

«л» - лампа, балалайка, дятел

«ль»- лимон, пальма, фасоль

«р» - ракета, картошка, комар

«рь»- репка, карета, дверь

 

Автор: Super User   |   Обновлено 06.11.2018 15:58
 
 
 
Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках
  Печать E-mail  
 
Фев
25
2018

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №145»

 

 Консультация для родителей

 

                                                                                                    Подготовила: учитель – логопед

                                                                                        Каримова Г.Х.

 

Оренбург – 2018г.

Роль семьи в формировании фонематического восприятия

 на неречевых звуках.

 

         Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Нарушение любой стороны речи может отразиться на дальнейшем обучении в школе, овладении письмом и чтением.

         Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи. 

Автор: Super User   |   Обновлено 25.02.2018 08:43
 
 
 
Общение взрослых и детей в семье.
  Печать E-mail  
 
Март
25
2018

Общение взрослых и детей в семье.

 

                                             Шатских М.М. учитель-дефектолог I кв. категории;

                                             Подковырова Н.Н. учитель-логопед I кв. категории

                                                                                                         ДОО № 171

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, нарушает формирование личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем  большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи. В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе.

Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты.

Автор: Super User   |   Обновлено 25.03.2018 13:53
 
 
 
Советы родителям по развитию речи неговорящих детей.
  Печать E-mail  
 
Нояб
21
2017

Советы родителям по развитию речи неговорящих детей.

 

Подготовили:

Учитель-дефектолог первой категории Юрина О. М.

Учитель-дефектолог Безрукова Н. П.

ДОО № 102

Речь –это сложная функция,и её развитие зависит от многих факторов.Значимойролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Развитие речи происходит на основе подражания и само подражания. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой будет формироваться его собственная речь.

Уважаемые родители!

  1. Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
  1. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
Автор: Super User   |   Обновлено 21.11.2017 11:39
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff